С начала года наблюдаются зигзаги, видимые противоречия в политике России в отношении Азербайджана и Армении. Приведу примеры. Так, в январе на встрече в Сочи президент РФ Дмитрий Медведев попытался подвигнуть стороны к подписанию документа, фиксирующего согласие Еревана и Баку с обновленными Мадридскими принципами, предложенных Минской группой еще год тому назад на СМИД ОБСЕ в Афинах. Однако президент Армении, первоначально попросивший пару недель на раздумье, затем встал на путь искусственного затягивания переговоров, и по существу отказался фиксировать согласие на предложенный документ. Более того, Серж Саргсян и его команда стали публично выражать недовольство Россией и делать нелепые телодвижения, которые должны были свидетельствовать о возможной смене вектора геополитической ориентации Армении с Москвы на Брюссель и Вашингтон.
Трудно поверить в то, что малоубедительные маневры Еревана напугали Россию, которая хорошо знает, каковы действительные возможности Армении, а также степень самостоятельности ее лидеров. Но, тем не менее, спустя полгода бесплодных призывов к умеренности и конструктивности, президент РФ Дмитрий Медведев предпринял в Санкт-Петербурге попытку уговорить Азербайджан принять некоторые из требований армянской стороны. Естественно, что безрезультатно. Однако Армения вместо четкого ответа "да" или "нет" на предложенные сопредседателями Минской группы Мадридские принципы, стала апеллировать к односторонним российским предложениям, имеющим технический характер. Главное же, армянская сторона, как ей кажется, сумела выбраться из переговорной ловушки, в которую загнала себя, переоценив собственное дипломатическое мастерство, и получила возможность затягивать переговоры и далее.
Реакция Баку последовала незамедлительно. В отличие от Армении, которую хватает лишь на нытье и шантаж, Азербайджан конкретно продемонстрировал цену своего недовольства непоследовательностью политики России в карабахском вопросе. Баку выделил краткосрочный 200-миллионный кредит Беларуси, которую Москва, недовольная самостоятельностью, проявляемой президентом Лукашенко, хотела загнать в угол. Президент Ильхам Алиев нанес визит в Батуми и продемонстрировал намерение и далее укреплять стратегическое партнерство с Грузией, возглавляемой неприятным Москве Михаилом Саакашвили. Не скрылся от внимание аналитиков и визит в Баку Паоло Скарони, президента итальянской ENI, являющейся главным партнером российского "Газпрома". Здесь он обсудил возможность доставки через море и дальнейшей транспортировке сжиженного туркменского газа посредством трубопроводы "Баку-Эрзерум" до Турции и далее на европейские рынки. А ведь это может поставить крест на российском проекте подводного газопровода "Южный поток" и укрепить позиции сторонников альтернативного европейского проекта Nabucco.
Как видим, азербайджанское руководство не стало, подобно грузинскому президенту Саакашвили, вступать в публичную перепалку с Москвой. Оно лишь продемонстрировало, что любые действия, наносящие ущерб интересам нашей страны, не останутся без ответа. Причем в условиях отсутствия взаимопонимания с Баку, потери России не только экономического, но также политического и военного характера, на Южном Кавказе будут лишь множиться. В таком неопределенном состоянии со стороны России были сделаны неожиданные шаги, которые показали, что Москва не склонна делать односторонний выбор, а желает сохранить и даже нарастить влияние, как в Азербайджане, так и в Армении.
Российские СМИ сообщили о готовящейся масштабной сделке, а именно о поставке Азербайджану двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ-2 "Фаворит". Сумма возможного контракта - не менее 300 млн. долл. По данным источника "Независимой газеты" в российском военном ведомстве, в военной академии Воздушно-космической обороны в Твери уже несколько лет обучаются азербайджанские курсанты, в том числе изучающие ЗРК С-300. Хотя официальный представитель "Рособоронэкспорт" опроверг сообщения о продаже Баку данных установок, однако знающие эксперты утверждают, что до полного завершения сделки это обычная тактика поставщика вооружений.
Как пишет та же "НГ", по этой сделке немало вопросов. Во-первых, зачем Азербайджану такие комплексы? Во-вторых, в интересах ли России укреплять военные связи с Азербайджаном, который, как известно, находится в конфронтационных отношениях с союзником Москвы по ОДКБ - Арменией? Рассуждений на этот счет много, но реакция МИД России, выраженная Департаментом информации и печати, свелась к тому, что "С-300 с военной точки зрения является сугубо оборонительным видом вооружений и соответственно не может повлиять на региональный баланс сил". Для чрезвычайно осмотрительного и аккуратного в выражениях МИДа такой комментарий косвенно подтверждает версию о том, что сделка по поставке С-300 Азербайджану находится в фазе окончательного решения.
В армянских СМИ в этой связи поднялась большая шумиха, зазвучали обвинения в предательстве и ненадежности союзничества с Москвой. Раздались призывы в случае подтверждения сделки чуть ли ни отвернуться от России (будто желающие заменить Москву в качестве патрона и "дойной коровы" Армении, выстроились в очередь). Однако, легко прогнозируемая негативная реакция сторон побудила Россию синхронизировать растущее военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном действиями по укреплению союзнических связей с Арменией в сфере безопасности.
Как сообщили официальные представители Министерства обороны Армении, обсуждается проект соглашения, в соответствии с которым вносятся изменения в договор о российской военной базе в Гюмри. Договором предусматривается помимо осуществления функций по защите интересов России, обеспечение безопасности Армении во взаимодействии с вооруженными силами этой республики. С этой целью предполагается, что Россия будет осуществлять содействие в обеспечении Армении современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой. Срок действия договора 49 лет, с возможностью автоматического продления на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не уведомит письменно не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного срока действия договора другую сторону о намерении прекратить его действие.
Сообщение это вызвало неоднозначную реакцию в самой Армении. Так эксперт Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян прямо отметил, что "…этим договором мы фактически распрощались с последними проблесками суверенитета Армении". Негативно комментировали данное соглашение даже пророссийские дашнаки. Полагаю, что этим соглашением Москва не только пытается успокоить армян, но и упрочить на долговременной основе свои позиции в этой стране, исключить даже намек на возможное изменение вектора ее геополитической ориентации.
Может сложиться впечатление о непоследовательности поведения России в регионе, что Москва как бы разрывается между Арменией и Азербайджаном. Но в действительности она желает удержать их обеих на своей военно-политической орбите и проводит политику так называемых "качелей". Это осознают наиболее дальновидные эксперты и Армении. Так, Александр Искандарян, комментируя информацию о возможной продаже Россией зенитно-ракетных комплексов С-300 Баку и роли Москвы в регионе в целом, прямо отметил, что она играет на две стороны. "Когда говорят про С-300, я спрашиваю - а мы что, закупаем оружие у Парагвая? Есть такое понятие как региональный баланс, и действия России умещаются в него. Имея дело с Азербайджаном, Россия учитывает Армению и наоборот, имея дело с Арменией, Россия оглядывается на Азербайджан. Россия ведет свою политику на Южном Кавказе, которая затрагивает и Армению, и Азербайджан. Так делают все", - сказал он.
Но вести эту политику бесконечно долго, оставляя в стороне болезненный карабахский конфликт в его нынешнем тупиковом состоянии, Москве, чем дальше, тем трудней. Ожидается, что в августе-сентябре российский президент в ходе своего визита в Армению и Азербайджан должен сделать решающее усилие для продвижения урегулирования вперед. По некоторым признакам можно предположить, что позиция и предложения России не очень придутся по вкусу Армении. Ведь, даже проводя в отношении наших стран сбалансированную политику, в Москве отдают себе отчет в потенциале сторон, кто является источником выгоды, а кто вечным просителем. Соответственно формируется и разное отношение к союзной, но подручной Армении, и самостоятельному, но способному к взаимовыгодному партнерству, Азербайджану.
Свидетельство тому - приезд в начале августа руководителя Администрации президента России Сергея Нарышкина в Баку. Не афишируемая, но очевидная цель - это проработка вопросов предстоящего в первой половине сентября визита Дмитрия Медведева в Азербайджан. Объем экономических отношений, значимость совместных проектов велики, а внешнеполитическая повестка так обширна, что требует подготовки визита российского президента именно на таком уровне. Вопреки наметившегося после Санкт-Петербургской встречи некоторого охлаждения между сторонами, российско-азербайджанские отношения сохранили значительный позитивный потенциал. "Позиции наших двух стран на международной арене очень схожи, а по большинству ключевых вопросов международной жизни полностью совпадают", - заявил в понедельник журналистам Сергей Нарышкин. Он охарактеризовал перспективы сотрудничества в различных областях как очень хорошие, особенно выделив сферу энергетики и газа.
То есть повестка российско-азербайджанских переговоров не исчерпывается карабахской тематикой, хотя, по крайней мере, для Баку она является основополагающей.
По Еревану иная картина. Там на двустороннем уровне президенту Медведеву по существу нечего и обсуждать. Не должно вызывать удивление сообщение Armenia Today со ссылкой на газету "Айкакан жаманак", что представитель пресс-службы президента России Валерия Федорина, подтвердив включение визита Дмитрия Медведева в Армению, в график, в то же время сказала, что другие подробности пока не утверждены. Следует отметить, что визит Дмитрия Медведева в Ереван не имеет самостоятельного значения, а связан с участием в саммите президентов стран-членов ОДКБ, который планируется провести 20-22 августа. Однако в дипломатических кругах Армении отмечается, что если этот визит не состоится, то это означает, что все вопросы по карабахскому урегулированию не были улажены.
Таким образом, вопрос продвижения карабахского урегулирования не просто созрел, а даже перезрел. Тянуть и оставлять ситуацию в нынешнем неустойчивом "статус-кво" опасно для собственных интересов России и других великих и региональных держав. К саммиту ОБСЕ на высшем уровне, который предстоит нынешней осенью в Казахстане, международному сообществу придется наконец-таки определиться с принципами карабахского урегулирования и выразить свою волю. В противном случае вера в посредничество Минской группы будет полностью подорвана, и ситуация с высокой степенью вероятности начнет сползать к негативным и опасным для мира и безопасности сценариям.