Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Досрочные выборы?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМинчане на выборах президента Белоруссии
Минчане на выборах президента Белоруссии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чем дальше, тем больше вся общественно-политическая жизнь Белоруссии сориентирована на приближающиеся президентские выборы. Им подчинены все действия политических субъектов. Особенно это заметно по поведению властей.

Чем дальше, тем больше вся общественно-политическая жизнь Белоруссии сориентирована на приближающиеся президентские выборы. Им подчинены все действия политических субъектов. Особенно это заметно по поведению властей.  Все должно быть поставлено на службу человеку — Лукашенко. Так был озаглавлен материал агентства БелТА о визите президента в Гродненскую область 23.07.2010 г.
 
Хотя всем известно, что нормальных выборов в Белелорусси нет, тем не менее, белорусское руководство хорошо понимает: чтобы удержать власть, нужно иметь реальную поддержку большинства населения. На языке политологии это называется легитимностью. Т. е. не законность, не юридическая безупречность избирательных процедур, а признание большей частью общества права А. Лукашенко на управление государством — вот главная основа его 16-летнего правления. Конечно, все это сопровождается насильственным подавлением любых политических альтернатив и масштабным манипулированием общественным мнением. Но нужный результат в виде поддержки большинства в ходе предыдущих электоральных кампаний президент всегда получал.

И на этот раз все действия властей подчинены задаче завоевания и удержания этого большинства. Экономический курс (средняя зарплата $500), внешняя политика, пропагандистские усилия государственных СМИ ориентированы на электорат. Например, невиданная ранее интенсивность поездок А. Лукашенко по стране означает, что он лично ведет свою избирательную кампанию.

Власти придумали дешевую пиар-акцию под названием «Второй этап масштабной проверки работы местных властей с населением». Надо доказать избирателям, что власть у нас народная и служит исключительно этому самому народу. «Президентом было принято решение заставить чиновников повернуться лицом к людям не на словах, а на деле», — заявил глава Администрации президента Владимир Макей.

Сразу же возникают вопросы: а какой частью тела чиновники были повернуты к людям до сих пор? И почему этого 16 лет не замечал президент? Но закончатся выборы, и чиновники снова повернутся назад на 180 градусов?

Активно ведется контрпропагандистская кампания против России. Чтобы нейтрализовать информационную войну Москвы, белорусские власти пустились во все тяжкие. Невиданное дело, на экранах белорусских телеканалов появились главы государств, которых до сих пор выставляли в виде идеологического жупела. Сначала интервью БТ дал президент Грузии М. Саакашвили. Затем на телеэкране появился президент Латвии В. Затлерс. Напомню, что эта страна подавалась нашим агитпропом в качестве дежурного примера лживости западной демократии (якобы там нарушаются права русских, чтят бывших эсэсовцев и пр.). В Минск пригласили и. о. президента Молдовы М.Гимпу. Всех этих политиков объединяют сложные отношения с Россией.

Более того, на белорусских телеэкранах стали появляться российские общественные деятели, которых прежде белорусский агитпроп называл не иначе как пятой колонной Запада, подрывающей интеграцию двух братских народов. Теперь Б. Немцов (высланный в 2002 году из Беларуси), В. Новодворская, правозащитники активно разоблачают гнилую сущность государства и власти России. Чудны дела твои, Господи.

Еще одним направлением, призванным нейтрализовать в белорусском общественном мнении негативные последствия конфликта с Россией, стала пропаганда идеи диверсификации поставок нефти и газа. Причем пиар здесь явно преобладает над реальными поисками новых источников энергоресурсов. Вот сейчас стала известна цена венесуэльской нефти. Выяснилось, что она на 25% дороже российской, поставляемой с пошлиной. Иначе говоря, вся затея с поставками венесуэльской нефти — это грандиозный политический блеф, призванный внушить собственному электорату, что президент нашел замену российским энергопоставкам. Дескать, назло Москве купим нефть у Венесуэлы, пусть и дороже.

На прошлой неделе вроде бы стало больше определенности с датой президентских выборов. Президент своим указом назначил внеочередную сессию Палаты представителей на 7 сентября. Государственные СМИ никак не отреагировали на это событие, указ почти засекретили. Официальные объяснения необходимости проведения внеочередной сессии неубедительны. Дескать, нужно срочно принять проект бюджета на следующий год, внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Какой бюджет в сентябре? Тем более что неизвестны цена на газ, количество беспошлинной нефти, поставляемой Россией.

Все эксперты сошлись на том, что Палата представителей объявит дату президентских выборов. Они назначаются не позже, чем за три месяца до дня голосования. Если бы власти собирались проводить выборы в конце января—начале февраля, как планировалось ранее, то незачем было созывать внеочередную сессию нижней палаты парламента. Поэтому можно предположить, что приплюсовав к 7 сентября три месяца, мы выходим на дату 12 декабря (ближайшее воскресенье).

В 2006 году президентские выборы прошли на четыре месяца раньше срока. Теперь, судя по всему, они будут назначены на полтора месяца досрочно.

Видимо, с точки зрения правящей команды, первая половина декабря — это оптимальное время для проведения выборов. Перед самым Новым годом, как правило, наступает кульминация тяжелых переговоров с Россией об условиях поставок нефти и газа на следующий год. Они всегда сопровождаются информационной войной. Такая ситуация пугает людей. На рубеже 2006—2007 годов во время нефтегазовой войны с Россией белорусы бросились снимать банковские вклады. В любом случае это не лучший фон для проведения избирательной кампании. Логичнее провести ее раньше, пока очередной углеводородный конфликт не достиг своего пика.

Конечно, можно было бы провести выборы еще раньше, например, в середине осени. Однако этот вариант имеет, по крайней мере, три минуса. Во-первых, это означало бы, что А. Лукашенко украл у себя самое дорогое — два-четыре месяца собственного президентского срока.

Во-вторых, декабрь — это месяц, к которому можно накопить ресурсы для выполнения обещания довести среднюю зарплату в стране до $500 в месяц. Раньше вряд ли удастся найти нужный объем денег. А к концу года, возможно, получится перехватить какие-то кредиты или продать какое-нибудь предприятие. В-третьих, спешить с проведением президентских выборов после начала мощной информационной атаки со стороны России — это значит продемонстрировать, что А. Лукашенко испугался. А белорусский лидер очень боится показаться слабым. Он хочет выглядеть сильным в глазах белорусского населения, номенклатуры, России, Запада.

Конечно, этот сценарий может поломаться ввиду каких-либо непредвиденных обстоятельств, прежде всего, связанных с белорусско-российскими отношениями. Но это форс-мажор, который трудно просчитать.