Москва продолжает настаивать на том, чтобы международное сообщество воздержалось от поставок оружия в Грузию. Российские дипломаты уверены: после того, как правда об августовских днях 2008 года стала известна миру, многие партнеры Саакашвили проанализировали политику грузинского руководства и признали, что совершили ошибку.
Вместе с тем, еще одним основанием для оружейного эмбарго в отношении Тбилиси могут стать данные российских силовиков, согласно которым в Сакартвело не оставили попыток силовым путем вернуть под свое «заботливое» крылышко Абхазию и Южную Осетию, и готовятся к новой наступательной операции. Примут ли в расчет эти аргументы друзья Грузии?
Впервые Россия поставила перед международным сообществом вопрос о поставках оружия в Тбилиси почти два года назад на Совете Безопасности ООН. Тот проект резолюции предусматривал полный запрет на поставку военных материалов, а также предоставление любой помощи, консультаций или подготовки, связанных с военной деятельностью в республике.
«Нынешнее руководство Грузии не извлекло уроков из того, что произошло, а те, кто в течение последних нескольких лет активно поставляли оружие в эту страну, не только не осудили грузинское руководство, но даже не подвергли его критике за агрессию в Южной Осетии», - говорил тогда постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин.
Друзья Михаила Саакашвили, впрочем, инициативу России пропустили мимо ушей. Киев тогда прямо заявил, что до тех пор, пока эмбарго в отношении Грузии не существует в природе, поставки будут продолжаться в полном объеме. Тель-Авив тактично промолчал, а Вашингтон продолжил отправлять в Тбилиси своих военных инструкторов.
Теперь, в преддверии второй годовщины августовских событий, Россия делает очередную попытку убедить мир отказаться от военной помощи нестабильному и агрессивному режиму Саакашвили. Об этом корреспондент GeorgiaTimes говорил с российскими экспертами и политологами.
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы: Думаю, что партнеры Грузии не прислушаются к этой инициативе российской стороны. Буквально недавно я общался с одним из высокопоставленных британских дипломатов и задал ему вопрос: «Как вы относитесь к новой милитаризации Грузии?». На что он ответил: «Нет никакой милитаризации, мы ее не видим». Поэтому, я полагаю, что эта аргументация будет отметаться сразу. Они ничего не видят и не хотят видеть.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа: Думаю, партнеры Грузии не поддержат идею об оружейном эмбарго. Россия уже выступала с такой инициативой два года назад, но ее так и не услышали. Хотя, могу сказать, что сейчас Тбилиси серьезно готовится к новой операции, причем не только к наступлению, но и к последующей обороне. И, можно говорить о том, что грузины повысили боевую готовность своей армии.
Сергей Михеев, заместитель генерального директора Фонда «Центр политических технологий»: Полагаю, в данном случае этот призыв направлен на основного поставщика оружия для Грузии - Израиль. Эта страна в последнее время активно участвует и в поставках нового вооружения, и в модернизации старого советского оружия. Но трудно сказать, насколько они обратят на это внимание. До недавнего момента не обращали. Хотя израильтяне отлично знали об отношениях России и Грузии, знали о том, что Тбилиси может предпринять вооруженную провокацию в отношении Абхазии и Южной Осетии. Однако продолжали поставлять им технику и модернизировать их самолеты. Так что сейчас, когда горячая фаза конфликта осталась в стороне, вряд ли стоит ожидать, что они бросятся сворачивать все свои программы. Мне кажется, они занимаются этим из чисто коммерческих соображений. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что через Израиль Грузии помогают и Соединенные Штаты. Ведь для них напрямую вооружать Саакашвили - значит негативно влиять на геополитическую ситуацию. Так что, фактически, деньги перекладываются из одного кармана в другой.
- Каковы перспективы того, что партнеры Грузии все же откажутся от поставок вооружений в республику в ближайшем будущем?
Минченко: Главная задача у поставщиков оружия - заработать денег. Поэтому все разговоры об агрессии не очень волнуют тех людей, которые работают в оружейном бизнесе. Есть целый список стран, которые принципиально не изменят свою позицию. Я не думаю, что передумает, к примеру, Израиль - там достаточно диверсифицированная схема, которая вряд ли изменится. А с Украиной же, я предполагаю, все прекратится. По политическим причинам.
Цыганок: Такие перспективы есть. Тому же Израилю ссориться с Россией сейчас не нужно. Все же вес России на Ближнем Востоке достаточно существенен. Думаю, то же касается и Турции. На Украине ситуация уже поменялась кардинальным образом, и отношения Киева и Москвы стали значительно лучше.
Михеев: Американская помощь будет продолжаться, в этом я уверен на сто процентов. Они делают невинные глаза и говорят, что просто помогают Грузии в модернизации армии. Вашингтон считает это не военным присутствием, а помощью в становлении демократии. Что касается украинской стороны, то тут ситуация под вопросом. Думаю, можно надеяться на то, что Янукович примет во внимание аргументы России.