В случае больших несчастий проще всего ссылаться на совпадение плохих обстоятельств или объявлять козлом отпущения какого-нибудь мелкого чиновника.
И нынешние потрясшие Россию лесные пожары не могли бы набрать таких оборотов, если бы засушливая погода не длилась так долго. Но наверняка пожары не были бы столь масштабными, если бы на высшем уровне не был совершен ряд политических ошибок.
Первой ошибкой стало принятие в 2007 году под дирижерством президента Владимира Путина нового лесного кодекса. Закон, принятых в сопровождении огромной работы по лоббированию, передавал контроль над крупными лесными территориями от государственных лесных хозяйств в руки арендаторов из частных фирм. Четверть лесничих была уволена.
Если ранее в задачи небольших лесничеств входило постоянное наблюдение – с самолетов осматривали, нет ли опасности возникновения пожаров, а возгорания тушили уже на ранней стадии – то теперь это ушло в забвение. Арендаторов из частных фирм упрекают в том, что они заинтересованы, прежде всего, в быстрой прибыли и рыбке леса.
Вторая ошибка в излишней экономии за счет внутренней безопасности. Если затраты России на государственную оборону в мировом контексте велики, то на внутренней безопасности жадничают. С лесными пожарами нужно бороться за пределами Москвы, где на протяжении многих лет пытаются сберечь деньги за счет профессиональных пожарных и техники для тушения пожаров и делая упор на добровольцах.
Третья ошибка заключается в том, что и в последние месяцы, когда в стране царила засуха, подготовка к возможным пожарам была недостаточной. Свою роль здесь сыграла вертикаль власти: когда власть централизована, это отражается на готовности местных властей принимать решения и нести ответственность, так как там боятся совершить ошибки.
Цена нынешней катастрофы высока: сгоревшие земля и села, полсотни погибших. Не говоря уже о нанесенном ущербе природе и экономике.
Перевод Хейно Сарап