На сайте исследовательского центра The Heritage Foundation опубликована статья, подготовленная сотрудниками центра Салли Макнамара (Sally McNamara), Джеймсом Филипсом (James Phillips) и доктором Ариэлем Коэном (Ariel Cohen, Ph.D.), ведущим экспертом фонда по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности, членом экспертного совета агентства Trend.
На протяжении десятилетий Турция и Соединенные Штаты сотрудничают в Средиземном море, Персидском заливе, в Центральной Азии и даже в Корее. Тем не менее, турецкие и американские интересы на Балканах, в Центральной Азии, на Кавказе, Ближнем Востоке в последнее время разошлись. В сложившейся ситуации традиционные стратегические отношения Анкары с Западом могут ослабеть, в то же время велика вероятность вступления Турции в тесный союз с Ираном и другими ближневосточными враждебными США режимами. Соединенным Штатам в сотрудничестве с европейскими союзниками необходимо решить серьезные разногласия, которые возникают в отношениях с Турцией.
Традиционно считающаяся мостом между Западом и мусульманским миром, Турция уже давно является ключевым партнером НАТО и стратегическим союзником Европы и Соединенных Штатов. Однако в таких критических вопросах, как энергетика на Ближнем Востоке, интересы Турции расходятся с интересами Соединенных Штатов. Президент Обама в июне подверг критике тот факт, что Турция бросила вызов своим традиционным союзникам, включая Соединенные Штаты и Израиль, голосуя против четвертого раунда санкций ООН против Ирана. Последние тенденции вызвали обоснованные вопросы относительно приверженности Турции светской демократии, а также НАТО.
Министр обороны США Роберт Гейтс недавно заявил, что стратегический дрейф Турции от Запада объясняется отчасти нежеланием Европейского союза предоставить Анкаре полноправное членство в организации.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен позже повторил слова Гейтса, критикуя Европейский Союз за его "несправедливое" отношение к Турции. Турция, ЕС и США должны инвестировать значительное время и ресурсы на модернизацию и активизацию своих отношений. Соединенные Штаты Америки, Турция, НАТО и ЕС имеют общие региональные интересы, включая вопросы, связанные со стабильностью на Кавказе, энергетической безопасностью и расширением экономических связей. Тем не менее, Турция также обязана придерживаться своих обязательств. Как член НАТО и ключевой партнер США, Анкара не должна подрывать интересы союзников в регионе, таких как Израиль, и поддерживать теплые отношения с одиозными диктаторами, такими как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и президент Судана Омар аль-Башир.
Турция дистанцируется от Европы и США, и все больше обращается к России и мусульманскому миру, она продолжает свое стремление стать независимым полюсом в многополярном мире. "Неоосманское" видение Турции в многополярном мире предусматривает доступ страны к Каспийскому, Черному, Средиземному, Красному морям и Персидскому заливу. Оно также предполагает политику "ноль проблем" в отношениях с соседями. Тем не менее, текущие трения с Арменией и усиление конфронтации с Израилем указывают на отсутствие успеха в осуществлении этой политики.
США и Запад также крайне беспокоит ось Москва-Анкара.
Примечательно, что Турция отдалилась от США, когда отказалась поддержать какую-либо из сторон в ходе грузино-российской войны. После данного конфликта премьер-министр Эрдоган выступил с инициативой создания "Кавказской Платформы стабильности и сотрудничества", в которую войдут Россия и три южно-кавказские республики, оставив за бортом США, страны ЕС и Иран. Это эффективный шаг на пути создания русско-турецкого кондоминиума в регионе.
Хотя Турция вписывается в видение России многополярного мира, интересы Москвы и Анкары сталкиваются на Кавказе и в Центральной Азии. Турция стремиться стать транзитным центром для энергоресурсов из России, Ирана, Ирака и Каспийского бассейна в Европу. В планах же Москвы - монополизация европейского рынка и транзитных маршрутов. Россия не заинтересована в Турции, как в независимом государстве, которое присутствует в Центральной Азии и на Кавказе, поскольку обе страны амбициозно настроены на восстановление своих сфер влияния в Евразии. В будущем, эти различия могут стать непреодолимыми препятствиями на пути к стратегическому партнерству, несмотря на текущее значительное экономическое сотрудничество двух стран и их теплые отношения.
Турецкая политика в отношении Ирана также претерпела радикальные изменения. Анкара, некогда важный союзник в деле сдерживания ядерных амбиций Ирана, стала дружественным дипломатическим союзником исламистской диктатуры в Тегеране. Работая с правительством Лулы в Бразилии, Анкара содействует усилиям Ирана по предотвращению санкций ООН в отношении ядерной программы этой страны.
Критика правящей партии Турции в адрес Израиля облегчает премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану и министру иностранных дел Ахмету Давутоглу процесс переориентации внешней политики и расширения поддержки Анкарой исламистских режимов.
Соединенные Штаты и НАТО не должны оставаться безучастными, наблюдая за этим.
США не могут диктовать условия отношений Турции с Западом, но они могут заставить, убедить, договориться и противостоять Анкаре в случае необходимости сохранения общих интересов, традиционных союзов и обязанностей. Европейский Союз должен быть честен с Анкарой в вопросе перспектив членства Турции и продвижения конкретных проектов, которые повысят взаимодействие между Брюсселем и Анкарой, независимо от статуса присоединения Турции.
Президенту Обаме Турция необходима в качестве сильного регионального партнера, но Анкара не может проводить собственную региональную дипломатию без учета интересов своих союзников и партнеров. В энергетической политике Анкара должна проявить лидерство в "Набукко", отказаться от связей с Ираном, а также подчеркнуть свою роль в качестве коридора для транспортировки каспийских, а не российских энергоносителей в Европу.