«Нас было тринадцать тысяч мужчин / Когда мы вышли из Кабула / Теперь солдаты, командиры, женщины и дети / Преданы, замерзли и убиты» - написал в балладе «Трагедия Афганистана» Теодор Фонтане.
Когда прощание генерала Стэнли Маккристала с армией началось с признания о том, что «это может оказаться неловким, даже грустным, событием», оно напомнило мне о том, что Афганистан является не только кладбищем империй, но и кладбищем репутаций. Маккристал, известный как один из величайших вояк Америки, помогший уничтожить сеть Аль-Каиды в Ираке, был вынужден подать в отставку с поста командующего войсками в Афганистане после того, как в журнальной статье были опубликованы его пренебрежительные замечания о президенте Обаме и других высокопоставленных сотрудниках администрации. Хотя другие считают, что настоящей причиной для отставки Маккристала стало катастрофическое направление, в котором двигалась война в Афганистане под предводительством США, или же попытка продемонстрировать, что вооруженные силы по-прежнему подчиняются гражданской администрации, в любом случае, еще одна война в Афганистане погубила репутацию еще одного офицера.
В древние времена Александр Македонский обнаружил, что невероятно сложно завоевать Афганистан, и этот подвиг значительно ослабил его силы прямо перед тем, как он вторгся в Индию и потерпел там поражение. После того, как персидский правитель Надир-Шах был убит, Афганистан продолжал оставаться перекрестком торговли и войны. Он продолжил губить репутации, в то время как Персия, Россия и Великобритания боролись за господство в регионе. Перс Мухаммед-Шах пытался захватить Афганистан, но эта попытка провалилась, когда он встретился с жестким сопротивлением в провинции Герат. Во время Первой англо-афганской войны, когда Акбар-Хан призвал ко всеобщему восстанию против оккупантов, и британцы не смогли выплатить субсидии потенциально враждебным старейшинам племен, сэр Роберт Сэль столкнулся с таким сопротивлением от племен гильзаи, что был вынужден отступить и спрятаться в форте Джелалабада.
Генерал-майор Уильям Эльфинстон, помогший разбить армию Наполеона при Ватерлоо и вообще имевший блистательную военную карьеру, также погубил свою репутацию в Афганистане. Когда афганцы осадили Кабул и устроили бомбардировку британского лагеря, переговоры об отступлении провалились. Когда по улицам протащили тела британских дипломатов, а Эльфинстон потерял контроль над частью своих войск, его статус пострадал еще больше. Осажденный афганскими повстанцами, Эльфинстон капитулировал. Посчитав, что у него есть безопасный проход, Эльфинстон покинул Кабул и попытался объединиться с силами Сэля в Джелалабаде. Не сумев закрепиться на проходе Хорд-Кабул, 3000 солдат Эльфинстона погибли. По мере того, как размер войска сокращался, некоторые солдаты пытались дезертировать или вернуться в Кабул, в то время как другие совершали самоубийства или замерзали до смерти. Эльфинстон и другие высокопоставленные офицеры предложили себя в качестве заложников, что считалось постыдным. Всего были убиты более 13 тысяч иностранных солдат и гражданских лиц, включая Эльфинстона.
Что касается злополучного вторжения в Афганистан, проведенного Советским Союзом в 1979 году, в ходе десятилетней войны ряд советских военачальников не только были отстранены от командования, но и потеряли свое положение внутри военной иерархии в Кремле. Когда мир осудил Советский Союз за жестокую противоповстанческую тактику, сильно напоминавшую геноцид, репутация еще одной империи погибла в Афганистане. В последние дни войны генерал Борис Громов почти не подчинился приказу советского Министерства обороны, требовавшего, чтобы тот нарушил соглашение о прекращении огня, достигнутое с командирами моджахедов. Однако его репутацию спасли три события. Во-первых, русские наконец приняли свое поражение в Афганистане. Во-вторых, стратегия выхода Советов и соглашение о выводе войск были поддержаны ООН. Наконец, кто может забыть образ Громова, ставшего последним солдатом, покинувшим Афганистан и пересекшим Мост дружбы. Благодаря этому репутация Громова была спасена, что позволило ему продолжить успешную карьеру в российской политике.
Вероятно, главная причина, по которой репутации высокопоставленных военачальников были погублены в Афганистане, состояла в том, что они являлись представителями империй, приказавших им завоевать непокоренную нацию. В Афганистане существует не только множество диалектов, но и этнические группы подразделяются в соответствии с племенной принадлежностью. Кроме того, нельзя сказать, что многие из племен, населяющих труднопроходимую горную местность, склонны принимать высокоцентрализованную форму правления. Не забывайте и о том, что эти 225 тысячи квадратных миль территории граничат с Пакистаном, Ираном, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном, не говоря уже о лежащих поблизости России, Индии и Китае. Учитывая большое число религиозных и националистических подоплек, неудивительно, что империям часто не удавалось захватить и подчинить себе народы Афганистана, разрушая в процессе свою собственную репутацию и положение в мире.
Маккристал закончил свое прощание, поставив под сомнение все более скептическое отношение общественности и заявив: «Осторожность и цинизм – это благоразумно, но солдаты не хотят идти за осторожными циниками». Он продолжил: «Они следуют за лидерами, которые верят достаточно сильно, чтобы рискнуть провалом и разочарованием ради достойной цели». Но под командованием Маккристала потери среди военнослужащих США и НАТО стали расти, как стали расти и потери среди невинного гражданского населения Афганистана. Кажется, что «достойная цель», о которой говорит Маккристал (и империя Соединенных Штатов), больше не является достойной, а циники превратились в реалистов. Если это действительно так, то вот еще стихотворение для сил США и НАТО, для афганских повстанцев и для невинных мирных жителей: «Все войско рассеяно / Оставшиеся в живых потеряны в темноте. / Бог послал мне спасение / Можете попытаться спасти остальных».