Этим летом начался новый этап в экономической интеграции России, Казахстана и Белоруссии. В июле прекращено оформление таможенных документов на границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Таможенный досмотр сохранен, и таможенные декларации по-прежнему нужно представлять, но нет необходимости в подготовке и подаче всех документов при пересечении внутренних границ Таможенного союза.
Визуально похоже на то, что Россия вместе с некоторыми соседними странами создает аналог Европейского союза – добровольный экономический союз государств Евразии. Однако не все так гладко, как можно понять из телерепортажей о взаимном обмене любезностями между лидерами и дипломатами государств.
Прежде всего, нужно понять, кто выиграет, и кто проиграет от создания Таможенного союза. В Таможенном союзе заинтересован крупный и легальный бизнес. Предусматривается, что уже в 2012 году система товарообмена между Россией, Казахстаном и Белоруссией будет похожа на свободу перемещения товаров, которая сейчас существует между странами ЕС. Крупный и легальный бизнес – за! Таможенный союз упростит товарообмен и снизит затраты, которые были связаны с таможенными процедурами.
Большая поддержка идеи Таможенного союза в политической элите стран СНГ. Таможенный союз – реальный, большой и ощутимый ответ на глобальный кризис.
Выступая в июле на Экономическом форуме в Астане, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в то время, когда другие страны на кризис отвечают закрытием свои границ, замыкаясь от окружающего мира, Казахстан призывает ответить на вызовы кризиса углублением региональной кооперации. Такой ответ на общем фоне роста протекционизма выглядел как ответственный и конструктивный. За Таможенным союзом и за развитием этого проекта следит Европа, но особо большой интерес - в Центральной Азии. В июле серьезную заинтересованность во вступлении в Таможенный союз выразили правительства Киргизии и Таджикистана.
Большая идеологическая поддержка Таможенному союзу наблюдается в российском обществе. Внешне создание Таможенного союза может быть воспринято, как определенный шаг к реставрации СССР. Только если дружбу народов СССР поддерживали штыки красной армии, то Таможенный союз может восприниматься, как цивилизованное присоединение к возрождающейся Российской империи, когда законодательную систему других стран-участниц абсолютно добровольно подстраивают к интересам России. Широкой публике это можно преподнести, как реставрацию могущества России, что воодушевит имперски мыслящих россиян. Правда, в других странах Таможенного союза ностальгию по СССР уменьшат очень прагматические соображения. Хотя крупный и легальный бизнес за Таможенный союз, однако очень многие и в Казахстане, и в Белоруссии уже усматривают негатив и убытки, возникающие из-за членства в нем.
На проблемы косвенно указал президент Белоруссии Александр Лукашенко, который еще 5 июля сразу после встречи с лидерами России и Казахстана заметил, что новый союз «должен приносить определенную пользу людям». А именно: если простые люди не увидят своей выгоды, а будут видеть только убытки, то они не поймут, зачем такой союз нужен. Так кто же окажется в прямом проигрыше от создания Таможенного союза? Парадоксально, но это очень многие - сотни тысяч простых людей и в Белоруссии, и в Казахстане. Рассмотреть все проблемы тут не хватит места, но можно назвать одну проблему для Белоруссии и одну - для Казахстана.
Странам-членам Таможенного союза по многим важным вопросам нужно было приспосабливаться к экономической политике России. Россия сохранила свое автомобильное производство. Российский автомобильный рынок защищен, он сумел привлечь иностранных инвесторов неприятно высокими таможенными барьерами, в особенности в отношении импорта бывших в употреблении легковых автомашин. Остальным членам Таможенного союза нужно было поднять свои таможенные барьеры до российского уровня. Теперь, после присоединения к Таможенному союзу каждому белорусу нужно платить намного больше за приобретение старой автомашины, произведенной в Западной Европе, США, Японии или в другой стране. До сих пор Белоруссии не надо было защищать свой рынок легковых автомашин. Присоединение к Таможенному союзу вызывает обеспокоенность не слишком богатых белорусов и вместе с ними президента Александра Лукашенко. Белорусский лидер поставил свою подпись под таможенными кодексами с публично выраженной оговоркой, что теперь надо найти компромисс, чтобы совместить систему защиты российского авторынка с благосостоянием белорусских семей.
У Казахстана другая история. Казахстан присоединение к Таможенному союзу использует для нанесения сокрушительного удара по серой экономике. В импорте Казахстана относительно большой удельный вес неформального экспорта. До июля 2010 года одно физическое лицо за один раз могло ввозить в Казахстан товаров на сумму до 10 000 долларов и весом до 2 тонн. Для физических лиц была упрощенна процедура растаможивания. За каждый килограмм свыше 35 кг нужно было платить таможенный налог 0,6 евро (www.gazeta.kz). С 1 июля правила уже другие. Сейчас без таможенной пошлины можно ввозить товары весом до 50 кг и стоимостью до 1500 евро. Если этот норматив превышен, то нужно платить пошлину в 30-процентном размере от таможенной стоимости ввозимых товаров, что, по подсчетам www.gazeta.kz, может составить 4 евро за килограмм. Серый бизнес загоняется в тиски. Теперь выгоднее легализоваться, чем платить новые таможенные пошлины, как частным лицам. С позиций государства – все в порядке. Легализация серого сектора и борьба с ним благоприятно отразится на государстве. Большой удельный вес серой экономики – это почва и для коррупции, и для криминальных кругов. Однако Казахстану при последовательном соблюдении новых таможенных правил, придется решать большие социальные проблемы. На рынках крупнейших городов Казахстана, главными поставщиками которых были частные лица, занято около 300 000 человек. Поэтому многие казахстанские мелкие торговцы не воспринимают перемены с восхищением.
Однако многие как в странах Таможенного союза, так и за его пределами по-прежнему с большим скепсисом относятся к обещаниям открыть в 2012 году границы Таможенного союза для свободного потока товаров. Европейскому союзу понадобились десятки лет, чтобы добиться свободного движения товаров и ликвидировать различные препятствия и привилегии. Россия, Белоруссия и Казахстан надеются выполнить такую же гармонизацию за три года.
Перевод: Лариса Дереча