Ведущая: В то время как грузинский народ настроен на мир, его руководство больше обеспокоено войноу, и тратит на оборонный бюджет в тридцать раз больше, чем на экономическое развитие. Наш корреспондент передает из Тбилиси.
Корреспондент: Президент Михаил Саакашвили воинственно настроен по поводу оборонного потенциала своей страны.
Михаил Саакашвили: Каждая деревня должна быть готова к самообороне. В каждой деревне и каждом поселке должны быть небольшие подготовленные отряды с определенным количеством оружия, чтобы все могли защищать свою собственную землю.
Корреспондент: С момента войны 2008 года в Южной Осетии грузинский президент, похоже, пребывает в уверенности, что Россия является главным врагом его страны, и утверждает, что Москва по-прежнему планирует напасть на Грузию. В связи с этим он призывает к полномасштабной милитаризации.
Михаил Саакашвили: Если вражеские силы решат наступать со стороны этнически очищенных территорий, каждый квадратный метр грузинской земли должен гореть у них под ногами. Такова задача.
Корреспондент: Риторика президента вызвала обеспокоенность не только в Южной осетии и другой бывшей грузинской республике Абхазии, но и в самой Грузии.
Правозащитник Уча Нануашвили видит в этом попытку грузинского президента удержаться за свою власть и авторитет, серьезно пошатнувшийся после конфликта 2008 года.
Уча Нануашвили, Центр правозащитной информации и документации: Мы ожидаем, что эта кампания будет использована, чтобы устроить еще какое-нибудь происшествие, какую-нибудь новую войну с отколовшимися регионами. Саакашвили может сделать это, чтобы выжить и сохранить свою власть, потому что, как вы знаете, война - это всегда хороший предлог. И когда идет война, он может делать что угодно, и мне кажется, что в этом основная причина.
Писатель и политический активист Ираклий Какабадзе тоже считает, что общенациональная милитаризация не должна быть главным приоритетом Грузии, так как может привести к катастрофическим последствиям.
Ираклий Какабадзе: Мы считаем, что ему нужно проводить политику реальных демократических изменений, что означает отказ от военных расходов и инвестиции в образование, гражданское общество и построение демократии.
Милитаризация стоит денег - в этом году на нее будет потрачено чуть более 400 миллионов долларов. Хотя грузинское правительство продолжает говорить о необходимости вытащить страну из экономического спада, в этом году на экономическое развитие было выделено лишь 12 миллионов долларов.
Многие аналитики утверждают, что Грузия в основном выживает на кредиты с Запада, как, например, недавно одобренный пятидесятимиллионный кредит от Всемирного банка. Некоторые опасаются, что эти деньги будут использованы, чтобы помочь Тбилиси подготовиться к еще одной войне.
Майкл Чусодовский, директор Центра исследований глобализации: Когда будут получены деньги от Всемирного банка, бюджет будет перегруппирован, что позволит перенаправить деньги, обычно предназначенные для здравоохранения и образования, на военные расходы, а деньги Всемирного банка будут потрачены на больницы и школы. Так все и работает, и поэтому это и называется взаимозаменяемость денег. Это широко распространенный механизм, и я подозреваю, что эти 50 миллионов долларов от Всемирного банка будут перенаправлены на военные расходы.
Корреспондент: Учитывая, что его страна глубоко завязла в долгах, а народ надеется на стабильность не в далеком будущем, а при жизни, перед грузинским президентам стоят сложные задачи. Но, похоже, что на данный момент Михаил Саакашвили больше заинтересован в борьбе с предполагаемой военной угрозой и раздувании опасности.