Ведущая: Арктика превращается в международное яблоко раздора, в то время как Россия, США и Канада ищут доказательства, необходимые, чтобы поддержать их территориальные притязания на эту область. Все это потому, что, по оценкам специалистов, вокруг Северного полюса находятся до четверти мировых запасов нефти и газа, а глобальное потепление и тающий лед, вероятно, соблазнят страны, ближе других расположенные у полюса, начать бурение.
Корреспондент: Гонка началась. США вместе с Канадой, а также Россия отправили конкурирующие экспедиции, чтобы нанести на карту морское дно у Северного полюса.
Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии: Способность страны застолбить здесь участок будет определяющей для ее процветания в грядущие десятилетия.
Более трети неразведанных мировых запасов газа и десятая часть всех запасов нефти залегают, по оценкам ученых, именно в этом регионе.
Иосиф Дискин, председатель Совета по национальной стратегии: Сейчас добыча нефти там - это дорогостоящее занятие, но для стран вроде США это вопрос энергетической безопасности. Доступ к Арктике даст американцам непрерывные поставки энергоресурсов независимо от любых конфликтов, происходящих в любой точке земного шара.
Но пока неясно, как этот пирог будет разделен между пятью странами, ближе всех расположенными к Северному полюсу. Простейший способ получить экономические права на значительные участки Арктики - это доказать, что они соединены со страной подводными грядами. И именно это экспедиции и пытаются сделать.
Роберт Нигматулин, директор Института океанографии: Мы надеемся доказать экономические права на этот регион до заседания ООН, назначенного на 2013 год - это требует показать точное местоположение нашего континентального шельфа.
В 2007 году Россия предприняла символический шаг и установила российский флаг на дне, прямо под Северным полюсом. Некоторые посчитали, что это - намек на грядущее политическое противостояние.
Иосиф Дискин: Лично я не верю, что дело дойдет до вооруженного конфликта или любого конфликта. Я думаю, что решение ООН по этому вопросу будет окончательным.
Несмотря на десятки миллионов долларов, потраченные северными соседями, до сих пор в Арктике не заработано ни цента.
Роберт Нигматулин: Сейчас мы бурить не можем, так как у нас нет ни навыков, ни кораблей, чтобы добывать нефть в Арктике. Россия сегодня тратит на Арктику меньше, чем на футбол.
Но эксперты предрекают, что новые технологии и оборудование, способное противостоять экстремальным погодным условиям, уже на подходе.
Роберт Нигматулин: Я думаю, что активная эксплуатация Арктики начнется в ближайшие десять лет. Но хочу предупредить: здесь есть не только прибыли, но и риски. Если посмотреть на недавнюю катастрофу в Мексиканском заливе, можно предсказать масштаб катастроф, способных произойти в хрупком арктическом климате.
Обсуждение экологических рисков может задержать начало офшорного бурения в Арктике, но вряд ли оно сможет предотвратить его. Одно ясно: региону, до сих пор существовавший без особого вмешательства со стороны человека, в скором времени предстоят крупнейшие и быстрейшие перемены за многие миллионы лет.