Международное агентство по атомной энергии объявило, что Иран приступил к следующей стадии создания атомной бомбы. Агентство заявляет, что исламское государство создало второй набор центрифуг, способных обогащать уран до 20 процентов, и эксперты обеспокоены, что обогащенное до этого уровня ядерное топливо может быть использовано для создания ядерного оружия.
При обогащении до уровня в 95 процентов уран может быть использован для создания атомной бомбы. Тегеран настаивает, что его деятельность носит исключительно мирный характер.
Ко мне присоединяется Садег Зибакалам, профессор политологии из Тегеранского университета, чтобы поговорить об этом шаге поподробнее. Итак, Международное агентство по атомной энергии и Совет безопасности ООН считают создание этих центрифуг актом неповиновения. Насколько оправдано их беспокойство? Никто не знает, какова реальная природа вашей стратегии.
Садег Зибакалам, профессор политологии, Тегеранский университет: Я не думаю, что кто-то должен быть напуган последним шагом Ирана в сторону обогащения урана, так как в обогащении урана до 20 процентов, о котором сегодня рассказывают всему миру, нет ничего нового. Несколько месяцев назад Иран объявил, что ему нужен обогащенный до 20 процентов уран для экспериментального реактора, который, кстати, был построен американцами около 40 лет назад и использует в работе обогащенный до 20 процентов уран. Он используется для производства радиационных лекарств для раковых больных и для сельскохозяйственной продукции. На самом деле Иран всегда получал обогащенный до 20 процентов уран для этого реактора от Международного агентства по атомной энергии, но из-за санкции и из-за споров между Ираном и группой Пять плюс один, Иран перестал получать этот материал. Поэтому иранцы призывают агентство либо предоставить нам обогащенный до 20 процентов уран, либо смириться с тем, что у нас нет другой альтернативы, кроме как самим обогащать уран в Тегеране.
Ведущий: Простите, я тут вас прерву на минутку. Вы упомянули санкции. Совет безопасности, США и Европейский Союз недавно ввели еще один раунд санкций – скажите, они справедливы, эти санкции?
Зибакалам: Нет, по правде говоря, я не думаю, что они справедливы, так как до сих пор все отчеты, подготовленные американскими разведгруппами и исследовательскими организациями, показывают, что Ирану еще очень-очень далеко до создания атомной бомбы. Более того, эти санкции вредят иранскому народу, а не иранскому правительству, и хотя многие на Западе и в США говорят об умных санкциях, такой вещи, как умные санкции, просто не существует.
Ведущий: Хорошо, давайте теперь поговорим о завершающей фазе происходящего. Как по-вашему, есть ли еще возможность для компромисса по этому вопросу?
Зибакалам: Я думаю, что да, возможность для компромисса еще есть. К сожалению, проблема состоит в противоречиях между Вашингтоном и Тегераном, которым уже более трех десятилетий. В этом весь камень преткновения.
Ведущий: И давайте поговорим об умонастроениях иранского народа. Существует ли внутри страны страх военного удара со стороны Америки? Или люди считают, что этого никогда не произойдет?
Зибакалам: Ну, многие иранцы беспокоятся, что со временем по Ирану может быть нанесен военный удар – или со стороны США или со стороны их союзников, израильтян. И многочисленные американские президенты никогда не говорили, что военный вариант действий не рассматривается. Все они, включая действующего президента Обаму, всегда говорили, что военный вариант всегда присутствует.
Ведущий: Садег Зибакалам, профессор политологии Тегеранского университета. Спасибо за ваше участие.