МОСКВА - Гибель атомной подводной лодки десять лет тому назад стала для Путина уроком, который сформировал его отношение к руководству страной: когда приходит беда, бери все под свой контроль. И самое главное здесь – телевидение.
После критического освещения событий в связи с гибелью "Курска" в начале президентского правления Путина он взял под контроль государства все общенациональные телеканалы и начал использовать телевидение к собственной выгоде. Оно стало освещать его руководство в кризисных ситуациях так, что многие россияне убедились: Путин единственный человек, на которого они могут рассчитывать, и только он обеспечит им безопасность.
За восемь лет на посту президента, а затем за два года в должности премьера Путин научился использовать телевидение так, чтобы оно изображало его в качестве мужественного лидера, любимого российским народом. Его показывали по-всякому: то он летал на истребителе, то скакал по склонам гор на лошади голым по пояс, то гладил сибирских тигров. И куда бы он ни приехал, его встречают обожающие толпы людей и подобострастные чиновники.
То, насколько мастерски он освоил применение телевидения, наглядно проиллюстрировали события последних недель, когда Путин начал руководить усилиями по тушению пожаров, охвативших значительную часть западной России, а также по оказанию помощи тысячам людей, потерявших свои дома.
Надев джинсы и рубашку, Путин ездил по деревням, выгоревшим в результате лесных пожаров, утешал плачущих женщин и обещал, что их дома будут восстановлены до начала зимы. На этой неделе он забрался в кабину пожарного самолета и, сидя в кресле второго пилота, выливал тонны воды на горящие леса. Он также пригрозил увольнением местным руководителям, которые делают недостаточно в борьбе с огнем и в оказании помощи своим избирателям.
Президента Дмитрия Медведева, являющегося младшим партнером Путина в управлении Россией, в основном показывают проводящим встречи и совещания с руководителями и отвечающим на звонки премьера, который руководит действиями по борьбе с пожарами.
Во время первой поездки Путина в район пожаров телевидение показало, как он звонит Медведеву по мобильному телефону, а затем переключило картинку на президента, который разговаривал из своего кабинета и обещал мобилизовать армию.
Невысказанная посылка такова: Путин это тот человек, на которого можно рассчитывать; он защитит Россию и ее народ.
Но когда во время военно-морских маневров в Баренцевом море 12 августа 2000 года два мощных взрыва потопили одну из самых современных в России подводных лодок "Курск", ситуация была совсем иной. Причиной взрывов тогда стала утечка взрывоопасного топлива из неисправной торпеды.
Большая часть из 118 членов экипажа погибла мгновенно, но когда лодка опустилась на морское дно на глубине всего 108 метров, 23 человека сумели пробраться в задний отсек, где стали дожидаться помощи.
Это было первое настоящее испытание для Путина, ставшего президентом за три месяца до данных событий. И он его провалил.
Когда затонула подлодка, Путин с семьей отдыхал в Сочи на черноморском побережье. Он не стал прерывать отпуск, и самым запоминающимся его действием в первые дни кризиса была прогулка на личном катере.
Озадаченное командование ВМФ несколько часов не решалось приступить к поисковой операции, потеряв то драгоценное время, которое еще оставалось у попавших в ловушку моряков. После этого власти отказались от помощи Запада и упрямо посылали российские мини-субмарины, которые несколько раз тщетно пытались зацепиться за аварийный люк "Курска".
Наконец Россия пригласила норвежских водолазов, за несколько часов открывших тот люк, с которым российские аппараты боролись целую неделю. Путин вернулся в Кремль только тогда, когда стало ясно, что никто из экипажа не выжил.
На протяжении всего кризиса флотское командование сообщало крайне противоречивую информацию о причинах потопления "Курска" и о судьбе экипажа. Вскоре выяснилось, что в значительной мере она просто не соответствовала действительности.
Два национальных телеканала, владельцами которых были олигархи Владимир Гусинский и Борис Березовский, обвинили правительство в неспособности спасти моряков и разоблачили звучавшую ложь. Такая критика во многом способствовала росту раздражения в обществе.
Самым незаурядным телерепортажем в то время стала трансляция встречи между представителями власти и родственниками погибших моряков. Когда обезумевшая от горя мать одного из молодых матросов начала кричать на чиновников, к ней сзади подошел медработник и сделал укол успокоительного. После этого женщину вынесли из зала. Вся Россия увидела, как заткнули рот скорбящей матери, которая осмелилась критиковать власть.
Путин был в гневе. В течение года оба олигарха оказались в изгнании за рубежом, а их телевизионные станции перешли под контроль государства.
""Курск" доставил Путину большие неприятности, - говорит военно-политический аналитик Александр Гольц, - он столкнулся с бессовестной и наглой ложью (военных) и был очень раздражен тем, как средства массовой информации показали его беспомощность".
"И он сделал ряд выводов. Во-первых, что средства массовой информации надо призвать к порядку, особенно телевидение".
Переход под контроль государства телеканала НТВ Гусинского и особенно ОРТ Березовского не вызвал почти никаких возмущений в обществе.
"Оказалось, что люди устали от шокирующих расследований, и просто не хотят знать, что на самом деле произошло с "Курском", - написал в своей размещенной на сайте Gazeta.ru статье политический обозреватель Сергей Шелин, - людям нужны были только хорошие и радостные новости, которыми власти и кормят их с ложечки с того самого времени".
"Именно тогда Владимир Путин и его окружение окончательно поняли, что страна любит лишь тех, кого любит общенациональное телевидение. И она не любит тех, кого не любит телевидение".
Некоторые социологи предупреждают, что гнев из-за мощных пожаров грозит ослаблением общественной поддержки президенту и премьер-министру. Однако контроль государства над телевидением и то мастерство, с которым Путин к максимальной выгоде использует это средство массовой информации, уменьшает такую вероятность. Кое-кто даже утверждает, что популярность Путина может вырасти.
На телевидении он больше не напоминает того человека, который появился на CNN в программе Ларри Кинга спустя несколько недель после трагедии с "Курском". Кинг спросил его, что произошло с подводной лодкой.
"Она утонула", - холодно ответил Путин.
При участии Мансура Мировалева (Mansur Mirovalev).