В списке кандидатов на должность губернатора Калининградской области, который президиум генерального совета партии "Единая Россия" решил представить президенту Дмитрию Медведеву, нет имени действующего главы региона Георгия Бооса. Наблюдатели гадают, не явилось ли это следствием прошедших в регионе в начале нынешнего года многотысячных акций против политики областных властей.
"Единая Россия" рекомендует президенту трех кандидатов: депутата Госдумы – бывшего мэра Калининграда Юрия Савенко, главу муниципального образования "Гусевский район" Николая Цуканова и нынешнего мэра областного центра Александра Ярошука.
О том, как решение единоросов было воспринято в самом регионе, рассказывает корреспондент Радио Свобода Мария Пустовая:
- Сегодняшнее заявление Грызлова о списке потенциальных руководителей Калининградской области поставило местных оппозиционеров в двусмысленное положение. Заявления о том, что осенью Георгия Бооса не должно быть в губернаторском кресле, звучали в Калининграде с января, когда здесь прошла многотысячная акция протеста. А 21 августа должен состояться очередной массовый митинг, основным лозунгом которого было заявлено требование отставки действующего губернатора. Но он, несмотря на многократные заявления о готовности работать еще одну "пятилетку", в тройку претендентов не вошел. Таким образом, главный лозунг протестующих утратил актуальность. Но, по заверению организаторов, в следующую субботу калининградский "день гнева" всё же состоится.
– Так удачно совпало, что тема митинга – за выборность губернаторов. Она сейчас как нельзя кстати. Мы обратимся к президенту, чтобы он внес в ближайшем будущем изменения в законодательство и все-таки вернул выборность губернаторов. Мы считаем, что "Единая Россия" обанкротилась, она сейчас не имеет морального права выдвигать своих кандидатов. Мы выдвигаем своих кандидатов от народа. Уже выдвинуты Виктор Анатольевич Васильев, бывший руководитель налоговой инспекции; Михаил Юрьевич Чесалин, депутат областной думы, лидер "Патриотов России"; Игорь Алексеевич Ревин от КПРФ; я, Лабудин Евгений Николаевич, от казачества. Вот такие фамилии назывались, – рассказал корреспонденту Радио Свобода один из организаторов намеченного на 21 августа митинга Евгений Лабудин.
* * *
Финал калининградской карьеры Георгия Бооса – заслуживающий внимания прецедент, считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев:
– То, что произошло, это, конечно, примечательное событие. Я бы назвал его прецедентным, потому что центр в течение ряда лет постоянно демонстративно показывал, что никакие протесты, никакое недовольство не в состоянии воздействовать на кадровую политику. Можно протестовать, собирать подписи, проводить митинги, но в лучшем случае решения принимались, когда проходило какое-то время – иногда месяц, иногда полгода – перед тем, как губернатор досиживал до срока и не был переназначен. И это не выглядело прямым следствием протестов или каких-то других событий. Можно вспомнить Беслан, после которого Дзасохов в отставку не ушел: была выдержана пауза. Так что ситуация в Калининграде, который стал в последнее время символом протестного движения, очень показательна. Те, кто это решение принимал, не могли не понимать, что подобная ситуация может послужить знаком для оппозиции во многих регионах. Знаком, что с непопулярными губернаторами можно бороться и можно добиваться эффективного решения.
Я думаю, что последствия калининградских событий будут двоякими. С одной стороны, это сигнал для региональных администраций: не доводите ситуацию до точки кипения, потому что в результате вы можете спровоцировать протесты, которые вас же и утопят. С другой стороны, это сигнал для региональной оппозиции: если хватает сил и мужества, бороться можно, борьба небезнадежна.
Ситуация с Боосом очень показательна с точки зрения политики назначения губернаторов-варягов. Назначается главой региона человек, в нем никогда не живший, который привозит такую же команду. Приезжают люди, которые рассматривают регион как некоторую зону освоения. Люди, которые не знают специфики региона, не понимают местных раскладов, а порой не очень хотят их понимать. В результате дело кончается множественными ошибками и конфликтами. Некие надежды на что-то есть только в самом начале, когда возникает эффект завышенных ожиданий. Но он довольно быстро улетучивается. Совершенно очевидно, что неназначение Бооса – это признание поражения подобной кадровой политики, – отмечает политолог Александр Кынев, подчеркивая, что все три кандидата, предложенные "Единой Россией" на пост главы региона, – представители региональной элиты.
– Прогнозировать, кто будет назначен, тяжело. Потому что в последнее время кадровая политика стала непредсказуемой. В последний момент могут назначить почти любого кандидата из списка. Наверное, чуть больше шансов у Цуканова, поскольку он недавно стал секретарем регионального политсовета "Единой России" и, насколько мне известно, воспринимается как фигура, позитивно оценивавшаяся Боосом. То есть он может быть неким компромиссом между боосовской администрацией и "регионалами". Савенко – это представитель старой региональной элиты. При Боосе он мэром быть перестал. У него в городе была своя собственная оппозиция, недовольных достаточно много. Ярошук – нынешний мэр, довольно крупный предприниматель, его сложно оценить… Подчеркиваю, кадровая политика в последнее время является непубличной, решения принимаются в последний момент.
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов не склонен думать, что руководство партии власти идет на излишний риск, подталкивая оппозицию в регионах к новым акциям протеста против непопулярных губернаторов:
– Все-таки ключевой движущей силой митингов в Калининграде были не столько конкретные оппозиционные силы, сколько реальное общественное недовольство, общественное возмущение. И количество людей, которое вышло на митинги в Калининграде, было сюрпризом, в том числе, для калининградской оппозиции. Я не вижу у российской оппозиции в большинстве регионов каких-то серьезных рычагов для того, чтобы вывести людей на улицу – кроме, может быть, самых скандальных регионов. Поэтому я думаю, что, конечно, определенный риск в замене Бооса есть, но не больше, чем в свое время в выдвижении в губернаторы Никиты Белых или в замене Зязикова Евкуровым в Ингушетии.
Михаил Виноградов считает не очень убедительной высказываемую некоторыми наблюдателями версию, что фактическая отставка Георгия Бооса с поста губернатора объясняется его излишней вовлеченностью в диалог с местной оппозицией.
Между тем, накануне в здании правительства Калининградской области прошли обыски. Выемки документов провели сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД. Следственные действия проходили в рамках уголовного дела, возбужденного по факту хищения более 89 миллионов рублей из бюджета региона.