Заявление главнокомандующего российских ВВС генерала-полковника Алексадра Зелина от 11-го августа о том, что Россия разместила в Абхазии зенитно-ракетный комплекс С-300, не вызвало удивления в Вашингтоне. Как отметил в этой связи представитель Госдепартамента США Филип Кроули: «Мы полагаем, что российские ракеты С-300 находились на территории Абхазии в течении последних двух лет».
Размещение С-300 российские военные обоснавали необходимостью защитить воздушное пространство Абхазии и Южной Осетии. В свою очередь, заместитель премьера-министра Грузии Темур Якобашвили заявил, что размещение российского ракетного комплекса в этом регионе нарушает соглашение о прекращении огня, подписанного в августе 2008-го года. Он призвал другие государства пресечь планы Москвы по милитаризации двух сепаратистских республик.
Разработанный в Советском Союзе в 1978, С-300 является ракетным комплексом класса «земля-воздух», который способен отслеживать и поражать баллистические и крылатые ракеты, а также низколетящие самолеты в радиусе до 100-200 километров в зависимости от модификации системы и внешних условий. С-300 хорошо известен за Западе в качестве системы противоракетной обороны, которую Россия намеревалась продать Ирану в течение последних нескольких лет. По мнению ряда западных экспертов, Москва использовала это для получения многочисленных уступок от Запада, заинтересованного в предотвращении подобной сделки, которая могла бы дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке.
Я считаю, что размещение ракетного комплекса С-300 в Абхазии не окажет особого влияния в случае вспышки новой войны между Россией и Грузией, так как российские военные смогут подавить грузинские вооруженные силы в любом случае. Российские ВВС, имеющие несколько баз на юге России вблизи Грузии, обладают очевидным воздушным превосходством над ВВС Грузии, располагающими лишь незначительным числом истребителей Су-25, которые, кстати, неудачно проявили себя в конфликте 2008-го года.
На мой взгляд, присутствие С-300 в этом регионе не повлияет на будущие действия со стороны НАТО, хотя, возможно, это и является его основным смыслом. Тбилиси, в свою очередь, воспринял действия Москвы как угрозу собственной безопасности. Так, министр иностранных дел Грузии охарактеризовал это как «чрезвычайно опасный и провокационный шаг, представляющий угрозу не только для Черноморского региона, но и для всей европейской безопасности». Грузинские политики утверждают, что это действие было ответом на планы администрации Обамы по созданию противоракетного щита в Восточной Европе.
Какие бы симпатии европейцы и американцы не испытывали к грузинскому народу, события августа 2008 г. наглядно продемонстрировали, что Запад не собирается спасать Грузию от российских танков и бомбардировщиков. В то же время, как мне кажется, размещение ЗРК С-300 может повлиять на намерения Пентагона построить больше самолетов-невидимок F-22. Хотя министр обороны США Роберт Гейтс был недоволен высокой стоимостью F-22, ВВС США как раз ссылались на российские и китайские противоракетные установки, требуя разработки новых «невидимок».
Ажиотаж вокруг С-300 следует, на мой взгляд, расценивать как очередное подтверждение российских намерений сохранить независимость двух грузинских отколовшихся регионов. Ранее в этом году власти Абхазии и Южной Осетии разрешили России разместить две военные базы на своих территориях, каждая численностью не менее 1,700 военнослужащих. База в абхазской Гудауте находится на побережье Черного моря, а база в Южной Осетии – в столице, городе Цхинвали. На каждой их них располагаются танки Т-62, легкие бронетранспортеры, противоракетные установки и различные самолеты, не считая примерно двух тысяч военнослужащих.
Недавно президент России Дмитрий Медведев нанес неожиданный визит в Абхазию – первый после окончания войны с Грузией – чтобы отметить двухлетнюю годовщину конфликта. По мнению западных обозревателей, этот визит можно лишь отчасти считать успешным, если его целью было отвлечь общественное внимания россиян от лесных пожаров, поразивших значительную часть территории Россию.
В этом контексте, мне хотелось бы выразить надежду, что Россия, Грузия и НАТО в будущем сосредоточат свои объединенные усилия на борьбе с общими и гораздо более реальными угрозами, такими, например, как глобальные изменения климата.
Ричард Вайц, старший аналитик Гудзоновского института (Hudson Institute) в Вашингтоне