К сожалению, усиление Китая не привело к той перезагрузке, на которую можно было надеяться, например, к росту американского экспорта или к плавающему курсу валюты. Китайская политика вообще становится более протекционистской, а крупные государственные компании этой страны действуют по указанию партии, а не рынков капитала. Несмотря на мощный спад, огромный дисбаланс в отношениях Китая и Америки не ликвидирован.
Официальные сообщения о том, что Китай обогнал Японию и стал второй в мире страной по объему экономики, это, по словам Катрины ван ден Хевел (Katrina van den Heuvel) из The Nation, не просто главная новость сегодняшнего дня. Это главная новость всего года.
На ближайшую перспективу это хорошая весть для Сиэтла, зависящего от азиатской экономики. А что будет дальше, сказать невозможно.
Безусловно, Китай намного отстает от США (объем ВВП Китая в годовом исчислении составляет за прошедший год 5 триллионов долларов, в то время как в США он равен 15 триллионам). Но если он сохранит нынешние темпы роста, то сможет догнать Америку через десять лет.
Кроме того, крупные компании, которые номинально находятся в Америке, все в больших объемах переносят в Китай свое производство, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В обратном направлении такого движения не наблюдается. На самом деле, имея так называемые отечественные инновационные правила и занимаясь скрытым протекционизмом, Китай вынуждает транснациональные компании все чаще и во все возрастающих объемах заниматься производством на его территории вместо того, чтобы ввозить в эту страну продукцию на экспорт.
Таков частичный государственный капитализм. Но это также политика, сформулированная Александром Гамильтоном, которая на протяжении века с лишним подкрепляется пошлинами и тарифами, превращая Соединенные Штаты в экономического гиганта.
Китай добился поразительных успехов на пути возрождения своего национального величия. Но ему во многом помогают американские компании, потребители и американское государство. Причем помощь эта многогранна – от оффшорного производства и создания рабочих мест до крупнейшего в истории объема долга.
США также сыграли решающую роль во вступлении Китая во Всемирную торговую организацию, хотя Пекин играет совсем не по тем экономическим и торговым правилам, что Запад.
К сожалению, усиление Китая не привело к той перезагрузке, на которую можно было надеяться, например, к росту американского экспорта или к плавающему курсу валюты. Китайская политика вообще становится более протекционистской, а крупные государственные компании этой страны действуют по указанию партии, а не рынков капитала. Несмотря на мощный спад, огромный дисбаланс в отношениях Китая и Америки не ликвидирован.
Если американцы сталкиваются с самой мощной безработицей со времен Великой депрессии, и все чаще считают себя проигравшей стороной от "свободной торговли", то усиление Китая нестабильно с политической точки зрения. Трудно себе представить, что страдающие американцы будут и дальше мириться с такой ситуацией, какой бы выгодной она ни была для большого бизнеса.
Но поскольку США очень много должны Китаю, он занимает господствующее положение. Безусловно, это уязвимое положение – Китай отчаянно нуждается в американцах, чтобы те продолжали делать то, что делали раньше: покупали китайские товары, продолжали давать в долг и так далее.
Но здесь есть одна большая неизвестная величина: как поведут себя две крупнейшие в мире экономики в случае разрыва и нарушения существующего порядка. Какие бы трения ни возникали между Вашингтоном и Токио, обе страны являются демократиями и союзницами, причем Америка в этом союзе занимает ведущее положение. Вашингтон и Пекин соперники - не только экономические, но и геополитические, и их интересы порой входят в противоречие.
Климатические изменения, нехватка нефти в мире, соперничество за скудеющие ресурсы, включая редкоземельные металлы, ядерная программа Северной Кореи, Тайвань – все эти проблемы обладают высоким дестабилизирующим потенциалом. Пока Америка изнуряет себя войной в Ираке и Афганистане, Китай налаживает связи по всему миру, вкладывая деньги в ресурсы и рынки.
У Китая есть свои проблемы, и учитывая размеры страны, в случае их усиления и выхода из-под контроля они будут иметь ошеломляющие последствия для всего мира.
Даже в своем нынешнем виде американо-китайские экономические взаимоотношения неприемлемы. Но ни та, ни другая сторона не хочет меняться. Поэтому давайте запомним этот исторический день.