Каир. Введенный Россией временный запрет на экспорт зерновых вызывает политические и экономические опасения в Египте – крупнейшем импортере пшеницы. В этой стране выживание половины из 80 миллионов жителей зависит от субсидируемого государством хлеба.
Россия, поставляющая в Египет более 50 процентов потребляемой в стране пшеницы, в начале этого месяца объявила о введении временного запрета на экспорт зерновых по причине засухи. Кроме того, Украина во вторник сообщила о том, что она планирует сократить наполовину экспорт зерновых на период до конца года.
Этот шаг России, как и ожидалось, привел к повышению цен на зерновые во всем мире. Для Египта это связано с серьезными политическими и экономическими последствиями, к тому же это решение было принято Россией в тот момент, когда правительство Египта переживает сложное время и когда его уже обвиняют в коррупции и игнорировании потребностей бедных.
Протесты против повышения цен на продукты питания получили широкое распространение перед предстоящими в следующем году парламентскими и президентскими выборами. Возникла также озабоченность относительно того, кто будет управлять государством, которое в течение почти 30 последних лет знала только одного правителя.
В понедельник молодой человек 24 лет, страдавший от болезни сердца, умер в хаотичной очереди за хлебом, образовавшейся перед пекарней на юге Египта. Власти сообщили о том, что он умер после того, как он простоял два часа в очереди в особенно жаркий день.
Пресса назвала его «первой жертвой» хлебных очередей в священный месяц Рамадан, когда потребление хлеба и сладкой выпечки находится на самом высоком уровне.
«Субсидированный хлеб – это главное из того, что правительство дает народу, - подчеркнул египетский экономист Мохаммед Абу Паша (Mohammed Abu Pasha) из инвестиционного банка EFG-Hermes. – Это фундаментальный и очень чувствительный вопрос, и правительство должно действовать быстро для того, чтобы успокоить народ. Речь идет не о выборах, речь идет о возможных социальных волнениях».
Даже используемый здесь язык передает то, насколько важным является хлеб. Только египтяне в арабском мире называют его «aish», что по-арабски означает «жизнь». Это один из немногих доступных основных продуктов питания в стране, где стоимость круглой булки составляет 0,01 доллара.
Субсидии на хлеб на протяжении десятилетий были частью большого количества неписанных «договоренностей» между правительством и бедняками, составляющими большинство населения страны, хотя продовольственные субсидии обходятся Египту в год в 3 миллиарда долларов, что примерно составляет 65 процентов от доходов от эксплуатации Суэцкого канала в 2009 финансовом году. Суэцкий канал – один из ключевых источников получения иностранной валюты для Египта.
Вместе с образованием и здравоохранением молчаливое обязательство правительства относительно ключевых продуктов питания было неотъемлемой частью его способности умиротворять население страны, где чиновников часто обвиняют в коррупции, а также в создании особых условий для состоятельных бизнесменов в ущерб 50 процентам египтян, вынужденным жить менее чем на два доллара в день.
Правительство страны в прошлом уже обжигалось на хлебе.
Когда оно в 1977 году попыталось прекратить субсидирование цен на хлеб, произошли кровавые беспорядки. Власти тогда изменили свое решение и поручили вооруженным силам обеспечить порядок в крупнейших городах страны.
Уроки тех январских кровавых событий, произошедших 33 года назад, не забыты и по сей день.
Об этом напоминали и другие факты.
В 2008 году по меньшей мере семь человек погибли в драке в очереди за хлебом, возникшей в результате дефицита продуктов питания.
Нехватка продуктов питания была столь острой, что правящий страной в последние 28 лет президент Египта Хосни Мубарак приказал имеющимся в распоряжении армии и полиции пекарням увеличить производство субсидируемых буханок хлеба для удовлетворения спроса.
Небольшие, зато, судя по всему, каждодневные акции протеста в течение последних нескольких месяцев, направленные против повышения цен, привлекают все больше внимания средств массовой информации, и власти могут столкнуться с серьезными вызовами при попытке не дать им распространиться.
Российский запрет также поставил Египет в сложное финансовое положение.
Министр торговли Рашид Мохамед Рашид (Rachid Mohamed Rachid) заявил, что поддержание цены на хлеб на том же уровне будет стоить его стране в текущем финансовом году около 4 миллиардов египетских фунтов (700 миллионов долларов) в виде дополнительных субсидий. Однако чиновники правительства уже планируют сократить дефицит бюджета, и частично они хотят это сделать за счет сокращения государственных субсидий.
Время введения эмбарго в России, хотя это и произошло по воле случая, заставило правительство Египта действовать с непривычной быстротой для того, чтобы немного успокоить ситуацию.
Это случилось перед началом священного месяца Рамадана, и уже, как обычно, произошло некоторое повышение цен на продукты питания и товары широкого потребления.
Египет обратился к другим поставщикам для покрытия дефицита, а также успокоил своих граждан, сообщив им об имеющемся запасе пшеницы на 5 месяцев. Цены останутся неизменными, пообещали правительственные чиновники.
Египетская пресса подхватила этот вопрос и использовала российский запрет на экспорт зерновых для возобновления старых дебатов. Должен ли Египет, задается вопрос, когда-то бывший важным региональным сельскохозяйственным центром, больше выращивать сельскохозяйственных продуктов из числа тех, в которых он сам нуждается? Насколько жизнеспособной является политика, направленная на затратное, однако политически очень чувствительное субсидирование хлеба? Что может быть сделано для сокращения потерь, а также для борьбы против коррупции, имеющей отношение к хлебу?
Фарук Гуэйдах (Farouq Gweidah) – поэт, превратившийся в политического комментатора – написал в воскресном номере газеты Al-Shorouk, что кризис в связи с российским эмбарго на вывоз зерновых продемонстрировал неспособность государства достичь самообеспечения продуктами питания, Он также подчеркнул необходимость проведения государственной политики в отношении выращивания некоторых видов сельскохозяйственных культур, имеющих стратегическое значение.
«Кто мог бы поверить в то, что Египет, имея дар небес в виде Нила и будучи сельскохозяйственной страной, больше не способен обеспечить население хлебом», отметил он в опубликованном комментарии.