Новый договор о продлении аренды российской военной базы в Гюмри призван расширить и укрепить влияние России в регионе. Однако этот шаг может негативно сказаться на стабильности в регионе, учитывая притязания Еревана, считают эксперты.
"Продление аренды российской базы в Гюмри ощутимо сдвигает баланс сил в регионе. Баку и Анкара вряд ли будут в восторге от такой постановки вопроса", - считает Ариэль Коэн, ведущий эксперт Heritage Foundation по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности, член экспертного совета Trend.
Россия и Армения в пятницу подписали протокол о внесении изменений в двусторонний договор о российской военной базе в Гюмри от 1995 года, касающихся продления срока действия документа, передает РИА Новости.
Срок действия договора 1995 года составлял 25 лет, теперь документ будет действовать 49 лет (начиная с 1995 года).
В Гюмри, расположенном на севере Армении, с 1995 года развернута 102-я российская военная база, которая несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. База подчинена Группе российских войск в Закавказье Северо-Кавказского военного округа РФ.
База оснащена зенитным ракетным комплексом С-300 и истребителями МиГ-29. Численность личного состава базы - около 5 тысяч человек.
Поскольку российская военная база в период ее пребывания на территории Армении, кроме осуществления функций по защите интересов РФ, обеспечивает совместно с армянскими Вооруженными силами безопасность Армении, российская сторона, в соответствии с документом, обязуется снабжать армянскую сторону современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой.
По мнению экспертов, продление сроков аренды базы в Гюмри направленно, в первую очередь, на укрепление влияния России в регионе.
По словам Коэна, хотя сегодня администрация Обамы ведет политику невмешательства по отношению к Евразии в целом и к Кавказу в частности, Кремль продолжает претворять в жизнь свои проверенные временем геополитические принципы.
Ситуация с базой в Гюмри схожа с ситуацией, связанной с недавно пересмотренной арендой в Севастополе военно-морской базы, которая теперь продлена до 2042, считает эксперт.
"Москва расширяет свой контроль над наземным, морским и воздушным пространством региона. Кремль просто закрывает воздушное пространство от американских сил, которые могут использовать его в будущем в случае непредвиденных обстоятельств, таких как воздушные удары по Ирану, и исключает возможность использования этого пространства Западом баз согласия России", - сказал Trend по электронной почте Коэн.
По мнению армянского политолога Сергея Шакаряна, договор о продлении срока российской базы не имеет такого большого значения, так как все вопросы, связанные с военной базой, были детально исследованы еще в 1995 году во время заключения аналогичного договора, пишет Tert.am.
"Продление срока дислокации военной базы - бессмысленный шаг как для Армении, так и для России", - заявил Шакарян, добавив, что ему непонятна подобная поспешность, тогда как не истек срок предыдущего договора.
Эксперт уверен, что продлением срока дислокации российской военной базы власти Армении и России делают посыл ближайшим нерегиональным государствам, давая тем самым понять, что Закавказье не может быть использовано в борьбе против Ирана.
Ситуация, которая сложится после подписания нового договора по базе, может негативно сказаться на стабильности в регионе, считают эксперты.
По мнению депутата азербайджанского парламента Айдына Мирзазаде, подписание документа усилит требования Армении и окажет негативное влияние на ситуацию в регионе.
"Фактически Армения еще больше милитаризуется, и, если учесть претензии Армении на территории соседних стран, этот факт еще больше дестабилизирует ситуацию в регионе", - сказал он.
Депутат считает, что Россия ведет очень сдержанную политику на Южном Кавказе, но завтра Россия будет ответственна за возможную эскалацию напряжения.
По мнению Коэна, совершенно очевидно, от кого будут защищены границы Армении по новому договору о базе в Гюмри - от Азербайджана и Турции.
"Это может усилить напряжение в регионе, так как вряд ли Анкара и Баку будут в восторге от данной перспективы", - сказал Коэн.
Другой азербайджанский депутат Асим Моллазаде считает, что в случае подписания данного документа Армения будет выполнять функцию продолжительного форпоста.
"Вооруженные силы Армении формируются на основе российской военной базы, и Армения в ответ на это создает возможность для приватизации Россией большей части своей экономики", - сказал Моллазаде Trend.
Однако, по мнению российского депутата, председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексея Островского, продление срока присутствия российской военной базы в Армении будет способствовать стабильности в регионе, это отвечает интересам Армении без ущерба интересам Азербайджана.
"Я не вижу никакого беспокойства для азербайджанской стороны в связи с этим решением президента Медведева", - сказал Островский РИА Новости в среду, отметив, что появление определенной озабоченной реакции со стороны Азербайджана - другого стратегического партнера и союзника России в регионе - вполне возможно.
По его словам, Россия строит равноправные отношения со всеми своими партнерами.
"Уверен, будет параллельно развиваться сотрудничество и с Азербайджаном", - заявил депутат.
Россия, сохраняя свое военное присутствие на Кавказе, подтверждает статус региональной сверхдержавы, которая обеспечивает не только свои интересы, но и интересы своих партнеров, считает он.
Он также отметил, что Россия, безусловно, является заинтересованной стороной в скорейшем урегулировании нагорно-карабахского конфликта, что подтверждается последовательной политикой российского руководства и лично президента Медведева, а также последними неоднократными встречами президентов России, Армении и Азербайджана.
По мнению же Коэна, заинтересованность Москвы в продвижении в нагорно-карабахском процессе связана с собственными интересами Кремля в регионе.
"Россия пытается взять на себя роль главного посредника в затянувшемся территориальном споре вокруг Нагорного Карабаха, надеясь сохранить своего исторического союзника - Армению, не упуская при этом новых перспективных партнерских отношений с Азербайджаном", - сказал он.