Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Филантропия из-под палки

Российские бизнесмены ухватились за шанс помочь в ликвидации последствий пожаров, надеясь получить взамен поддержку властей и местного населением

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВид на сгоревшую дотла деревню Верхняя Верея
Вид на сгоревшую дотла деревню Верхняя Верея
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В понедельник российский президент Дмитрий Медведев обратился к ряду лидеров делового сообщества страны с предложением помочь в восстановлении объектов, уничтоженных недавними природными пожарами. Но аналитики критикуют этот шаг, как попытку переложить ответственность и выудить денежные средства из компаний, выживание которых зависит от покровительства государства.

В понедельник российский президент Дмитрий Медведев обратился к ряду лидеров делового сообщества страны с предложением помочь в восстановлении объектов, уничтоженных недавними природными пожарами. Но аналитики критикуют этот шаг, как попытку переложить ответственность и выудить денежные средства из компаний, выживание которых зависит от покровительства государства.

В начале недели президент собрал представителей узкого круга деловой элиты в черноморском курортном городе Сочи, чтобы заставить их обдумать, какую помощь могли бы оказать деловые круги страны ввиду «масштаба бедствия» и «общественного отношения к проблеме».

Он заверил участников встречи, которая транслировалась по национальному телевидению, что правительство выполнит свои обещания помочь гражданам, лишившимся своей собственности, восстановить их дома, а также выделить компенсацию семьям, потерявшим близких, «до последней копейки». Тем не менее, Медведев предложил деловым кругам принять непосредственное участие в восстановлении районов, затронутых пожарами, и создать везде, где только возможно, лучшие условия,  чем те, что были до стихийного бедствия.

«Если говорить честно, там до пожара не было сладкой жизни, это довольно «тяжелые» населенные пункты со старыми деревянными строениями, без каких-либо удобств для жизни. Нам нужно было бы посоветоваться, каким образом сделать жизнь в этих населенных пунктах более привлекательной с учетом того, что произошло», — сказал Медведев на встрече. Президент также хочет, чтобы бизнесмены вдохнули в пострадавшие районы новую надежду, реализовав строительными проекты, которые «могли бы стать признаком возрождения жизни».  «Например, клуб восстановить, построить физкультурно-оздоровительный комплекс небольшой. Но сделать это на качественно другом уровне», — сказал Медведев. Он добавил, что правительство заинтересовано не только в деньгах частных компаний, но и в их непосредственном участии в восстановительных работах.

«Выбор участников встречи говорит обо всем красноречивее всяких слов, — говорит политолог Московского Центра Карнеги (Carnegie Moscow Centre) Николай Петров. — Он зависит не только от присутствия того или иного бизнесмена в Сочи и его возможности встретиться с президентом. Отбор производится в соответствии с неписаным кремлевским принципом распределения социальной ответственности, а также с экономическими интересами отдельных компаний в отдельных регионах».

По словам Петрова, бросалось в глаза отсутствие глав таких крупных государственных корпораций, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и РЖД. Вместе с тем, во встрече приняли участие сразу несколько российских миллиардеров из списка Forbes, в числе которых были глава «Базового элемента» Олега Дерипаска, председатель совета директоров «Системы» Владимир Евтушенков, президент компании «Интеррос» Владимир Потанин, а также глава «Северстали» Алексей Мордашов. Были там и президент «Евразинвеста» Александр Абрамов, генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, председатель правления компании «Новатэк» Леонид Михельсон, а также первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков. «Общий знаменатель для всех приглашенных бизнесменов — им есть чем рисковать в опустошенных пожарами регионах, — говорит Петров. — У Дерипаски, к примеру, имеются разноплановые экономические интересы в Нижегородской области. Именно это и объясняет то, почему он охотно согласился «взять шефство» над областью».

Несмотря на видимую импровизированность встречи, промышленники ответили на приглашение президента Медведева с готовностью и энтузиазмом. Председатель совета директоров «Системы» Владимир Евтушенков сказал, что бизнесмены уже предпринимают меры для помощи жертвам пожаров. Он также добавил, что его компания выпустит сертификаты на право безвозмездного получения жилья на общую сумму 10-20 млн. долл. Президент «Интерроса» Владимир Потанин сказал, что его компания намеревается восстановить те районы в Тверской области, где торфяные пожары привели к материальным и человеческим потерям. Председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон заявил, что акционеры компании решили предоставить благотворительную помощь в виде строительства за счет компании 25 зданий в Нижегородской области и еще 25 —в республике Мордовия.

Руководитель «Базэла» Олег Дерипаска сказал, что «Русал» планирует помочь жителям одной из деревень в Нижегородской области, пообещав, что 200 домов будут отстроены уже к середине ноября. «Мы решили взять шефство над этими деревнями, чтобы отслеживать в последующие три-четыре года, как будет идти восстановление», — сказал Дерипаска на встрече. Президент Медведев одобрил инициативу Дерипаски. «Вы очень точный термин использовали, он, может быть, такой немножко советский, но ничего плохого в нем нет: это именно шефство, — сказал Медведев. — Так это раньше называлось, когда крупные компании, у которых есть возможности, берут тот или иной населенный пункт, который пострадал, и оказывают ему шефскую помощь по восстановлению, созданию нормальных условий жизни». Чего президент не озвучил, считают многие аналитики, — так это того, что «взятие шефства» является для частных компаний беспроигрышным вариантом.  Эта инициатива законным образом закрепляет их отношения государством законным способом, и дает им возможность разрекламировать свою причастность к социальным проектам и использовать это как козырь в отношениях с общественностью, которая иногда их деятельность не одобряет.

Некоторые аналитики указывают на то, что, попросив бизнесменов взять под свой патронаж различные государственные проекты и не предложив за это какой-либо компенсации, Медведев фактически расписался в неэффективности государственной власти. «Сочинская встреча подчеркивает тот факт, что власти неспособны выполнить сделанные ими обещания, а также осуществлять функции, предписанные им законом, — говорит Петров. — Вот почему правительство не просто обратилось к бизнесменам за деньгами, а попросило их мобилизовать для восстановления разрушенных домов свои собственные ресурсы».

Петров считает, что встреча эта преднамеренно транслировалась в телеэфире, чтобы продемонстрировать, как правительство беспокоится о тяжелом положении своих граждан и подчеркнуть участие крупного бизнеса в решении крупных социальных проблем. Но, по его мнению, эта трансляция могла вызвать противоположный эффект, потому как люди знают, что для правительства собирать деньги с бизнесменов на реализацию различных политических проектов — самое обычное дело.

Другие аналитики, например глава информационно-исследовательского центра «Панорама», Владимир Прибыловский говорит, что обращение Медведева — классический случай филантропии из-под палки. Ведь российские бизнесмены уже давно прекрасно знают о том, как шатки в России права собственности и чем чревато впадение в немилость. «Правительство привыкло делать все за счет бизнеса, хот и не всегда в столь открытой форме, — говорит Прибыловский. — Существование частное предпринимательства зависит только от милости правительства. Эти бизнесмены прекрасно знали, что им нельзя отказываться от запросов о помощи со стороны правительства, потому что это могло привести к проведению в их компаниях множества нежелательных инспекций — от экологических до налоговых». Прибыловский добавляет, что привычное отношение кремлевских чиновников к выкачиванию денег из бизнеса подтверждает тот факт, что общественная деятельность всех прокремлевских молодежных движений, таких как «Наши», «Россия молодая» и «Молодая гвардия», финансируется частным бизнесом. «В большинстве случаев, для того, чтобы все завертелось, достаточно лишь одного звонка от Владислава Суркова», — говорит он.