Газ и Нафта действительно очень легко воспламеняются. Несмотря на то, что украинская Рада распущена на каникулы, энергетическая тематика вновь разогрела украинскую политику, а вместе с ней всю зону центральной и восточной Европы. Помимо Киева, еще и Белоруссия, Россия и Литва оказались вовлеченными в проекты, которые могут нарушить геополитическое равновесие в регионе.
Недавняя новость касается начала переговоров между Москвой и Киевом о создании единого супермонополиста в газовом секторе, который согласно плану, должен родиться от слияния российской монопольной компании Газпром и украинской Нафтогаз. Как сообщает российское агентство печати “Новости”, подтвержденное украинской UNIAN, в пятницу 20 августа глава Газпрома, Алексей Миллер и украинский министр энергетики, Юрий Бойко в первый раз встретились, чтобы реализовать проект, который касается добычи голубого золота в России, его переброски через территорию Украины и развития энергетической инфраструктуры Киева.
“В ходе встречи, состоявшейся в здании Газпрома, начались переговоры о создании новой единой энергетической компании, – говорится в сообщении Газпрома. – Мы удовлетворены ходом переговоров, уровнем сотрудничества с Нафтогазом, особенно в том, что касается подписания новых длительных контрактов по снабжению Киева газом и транзита газа через украинскую территорию”.
Предложение обьединить Газпром и Нафтогаз в единую супермонопольную компанию неожиданно поступило от российского премьер–министра Владимира Путина по случаю встречи с его украинским коллегой, Николаем Азаровым в мае этого года в Сочи. Тем не менее, по мнению многих экспертов и по слухам, речь не идет о слиянии на равных условиях, так как украинской стороне будет принадлежать только 6% акций нового образования. Поэтому Демократическая оппозиция с одной стороны обвинила Кремль в намерении распространить свой контроль на украинскую энергетическую инфраструктурную систему, чтобы господствовать над страной в экономическом и, следовательно, в политическом плане. С другой стороны, она обвинила президентскую администрацию и правительство в предательстве национальных интересов, в распродаже основных отраслей украинской индустрии ради выгоды финансовых магнатов. И действительно, помимо объединения газовых монополий, намерены объединиться и другие колоссы в самых важных экономических отраслях региона от ядерной энергетики и гидроэлектроэнергетики до самолетостроения опять–таки по предложению Путина на той же встрече в Сочи.
Скандал, сязанный с голубым золотом, произошел 19 августа, в четверг. Суд Шевченковского района города Киева подтвердил решение арбитражного суда Стокгольма в споре между Нафтогазом и РосУкрЭнерго, загадочной компанией, зарегистрированной в Швейцарии, на 50% контролируемой филиалом Газпрома, РосГазАг и на другие 50% швейцарской компанией Centralgas Holding, являющейся агентом двух украинских олигархов Ивана Фурсина и Дмитрия Фирташа. Согласно решению суда, украинское правительство должно вернуть 12 миллиардов кубических метров газа с выплатой 5,5 миллиардов долларов. Министерство энергетики, которое контролирует Нафтогаз, предложило оспорить это решение в апелляционном суде. Но мало кто верит в реальные намерения прибегнуть к апелляции, а также в ее возможный успех.
Сообщение об этом, впоследствии подтвержденное, напечатала газета “Коммерсант”, которая рассказала, что решение суда было принято уже 13 августа этого года. Это немало раздражило главу Парламентской комиссии по национальной безопасности. Эту должность по традиции занимает член оппозиции Анатолий Гриценко. Он подчеркнул, что само правительство подогревало такое решение и благоприятствовало ему, тяжелому для государственного бюджета. Подобное поведение необъяснимо. Оно свидетельствует о желании правительственного большинства заботиться не о национальных интересах, а в первую очередь, об интересах своих спонсоров. Дмитрий Фирташ – один из основных спонсоров Партии Регионов, преобладающей в стране. В нее входят президент, премьер–министр и почти все члены Совета Министров. Кроме того, Юрий Бойко, курирующий энергетическую промышленность, является одним из руководителей РосУкрЭнерго. Этот конфликт интересов, по словам Гриценко в интервью Радио Свободы, проливает свет на ситуацию.
Сходный анализ был сделан высококомпетентным человеком, чуждым политике. Директор центра энергетических исследований “Nomos” Михаил Гончар продемонстрировал, как отсутствие юридической системы, стоящей на страже интересов страны, позволяет удовлетворять интересы частных лиц, деловых людей. Эти деловые люди, пользующиеся поддержкой политического большинства – Партией Регионов, Блоком Литвина и коммунистами – превратили Украину в Газокрацию, в которой правят коррумпированные олигархи, а не представители народной воли.
Для лучшего прояснения вопроса сделаем краткий экскурс в историю. РосУкрЭнерго был монополистом по продаже туркменского газа, менее дорогого, чем российский, продаваемый Киеву Газпромом, и действовал в качестве посредника в энергетических переговорах между Москвой и Киевом до ноября 2009 года. Десять месяцев назад, в январе, Москва и Киев договорились о ликвидации швейцарской компании, а Газпром предоставил Нафтогазу право использовать газ РосУкрЭнерго, хранящийся в украинских контейнерах. Бывший посредник, тем не менее, представил иск в арбитражный суд Стокгольма, обвинив украинскую компанию в краже голубого золота и несоблюдении условий контракта в действии с 2006 года.
8 июня этого года суд постановил, что компания Нафтогаз должна вернуть 11 миллиардов кубических метров газа и заплатить 5,5 миллиардов долларов в пользу общества, контролируемого Фирташем. Ни Газпром, ни власти в Киеве никак не прореагировали на это решение. Напротив, новое правительство приняло на себя все обязательства предыдущего, возглавляемого Юлией Тимошенко, не собираясь прибегать к юридическому протесту. Кроме того, Служба национальнй безопасности, во главе с Валерием Хорошовским, компаньоном Фирташа сделала запрос, который очень скоро привел к аресту некоторых сотрудников украинской Железной Леди.
Это настоящий энергетический удар, от которого Киев имеет возможность оправиться с помощью Белоруссии и Литвы на другом фронте, нефтяном. Минск готов уступить Киеву 5 из 9 миллионов тонн нефти, импортированной из Венесуэлы за право транзита через Украину.
Эта возможность вполне конкретна, тем более, что правительство Белоруссии уже заключило договор с Литвой об использовании нефтепроводов Вильнюса. Перевозка нефти по Черному морю до Одессы стоила бы значительно меньше, чем до Клайпеды на Балтийском море. Тем не менее условие остается в силе. Действительно, если белорусская сторона готова к переговорам, привлекая Литву, Киев должен сделать решительный и смелый шаг, изменив использование нефтепровода Одесса–Броды.
Этот нефтепровод был построен между 1996 и 2001 годами, но действовать начал только в 2004 году, когда тогдашний Совет министров, чтобы противостоять энергетической зависимости от России, решил использовать его в обратном направлении: из Украины в Белоруссию. Это решение тут же было аннулировано правительством Януковича, который соответствующим декретом, до сих действующим, восстановил оригинальное использование нефтепровода для переброски сырой нефти российского консорциума TNK–BP из города Броды в Одессу. Это направление Киев обязан сохранять еще два года, поскольку первое правительство Януковича заключило договор с Москвой с целью задействовать нефтепровод Дружба, который перекачивает нефть из России в балтийские страны и Белоруссию, естественным продолжением которого служит нефтепровод Одесса–Броды.
Следовательно, Киев может принять смелое решение, изменив источник снабжения и политико–энергетическую зависимость от Кремля. Согласно экспертам в данном секторе, белорусское решение возможно и выгодно. Но трудно предположить, что действующая вертикаль власти Украины бросит вызов Москве и преждевременно откажется от соглашения об использовании нефтепровода Дружба, потеряв возможность получить экономически выгодные и политически независимые поставки.