21 августа в столице Армении завершился двухдневный неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Руководители шести стран решили, что к декабрю необходимо выработать предложения по изменению уставных документов, с тем чтобы расширить полномочия ОДКБ ради большего влияния на кризисные ситуации в рамках стран-членов организации. Примером неэффективного взаимодействия были названы события в Киргизии, которые из-за внешнего бездействия привели к многочисленным человеческим жертвам.
В декабре председательство в ОДКБ перейдет к Белоруссии. Возглавить организацию Лукашенко должен был еще год назад, однако из-за тогдашнего белорусско-российского молочного конфликта устроил демарш и на московский саммит не поехал. На итоговой пресс-конференции российский президент Дмитрий Медведев заявил, что президент Белоруссии выразил готовность принять такую миссию.
Кстати, согласно итоговому заявлению президента РФ Дмитрия Медведева, к декабрю 2010 года, когда в Москве состоится очередной саммит ОДКБ, в устав организации будут внесены изменения, которые позволят повысить ее эффективность в принятии и реализации оперативных решений. Следует отметить, что президент Узбекистана Ислам Каримов уже дважды в этом году игнорирует неформальный саммит ОДКБ. На первой неформальной встрече организации, прошедшей 8 мая в Москве, Узбекистан был представлен премьер-министром республики Шавкатом Мирзийевым. На ереванский саммит Узбекистан не прислал своего представителя. Напомним, что в членстве этой организации также состоят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
Итак, эксперты оценивали мероприятие без особого энтузиазма, указывая на то, что между семью членами ОДКБ куда больше противоречий, нежели твердой почвы для сотрудничества. Москва и Минск незадолго до саммита в очередной раз разругались. Белоруссия с явным недоверием относится к новым властям Киргизии. Отношения Душанбе и Москвы натянуты как никогда. Астана и Ташкент по-прежнему ревностно относятся друг к другу в плане лидерства в Центральной Азии. Между Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном существуют трения по водно-энергетическим вопросам. А проблема неэффективности ОДКБ в случае с Бишкеком уже стала притчей во языцех.
Дмитрий Медведев признал, что на прошедшей в столице Армении неформальной встрече ОДКБ уделялось серьезное внимание ситуации в Киргизии. В частности, участники заслушали выступления президента Киргизии переходного периода Розы Отунбаевой и других руководителей. "Мы открыто обсудили, что произошло, какие уроки должны быть извлечены, чем мы можем помочь Киргизии, что сделать, чтобы возникло эффективно действующее государство", - добавил Медведев, отметив, что Россия готова внести свою лепту в нормализации ситуации в этой стране.
В то же время, отметил глава российского государства, механизм реагирования на кризисные ситуации ОДКБ нуждается в совершенствовании. Это показали киргизские события весной 2010 года. "Уроки событий в Кыргызстане подталкивают к тому, чтобы сделать механизм более эффективным, для этого требуется воля государств, и она была проявлена, - отметил Медведев. - Мы договорились о том, что к декабрю будут подготовлены предложения по изменению тех уставных документов ОДКБ, которые служат основой для нашей деятельности. Это нужно сделать, чтобы в них появились более эффективные институты, может быть, с расширенными полномочиями".
Президент России подчеркнул, что такие решения принимаются консенсусом, но все понимают, что в ряде случаев организация должна действовать быстрее, эффективнее. Для решения этого вопроса он также предложил подробно изучить опыт других организаций - Североатлантического союза, Евросоюза и ООН. "Этот опыт должен быть проанализирован, и я надеюсь, что секретариат организации обобщит его и представит для изучения", - приводит слова Медведева информационные агентства.
Кроме того, президент России считает, что ОДКБ играет реальную роль по сдерживанию негативных тенденций в своем регионе. "ОДКБ, даже при понимании того, что это относительно молодая организация, - это реальная организация, организация с существенными полномочиями, которая действительно влияет на развитие событий в регионе ее ответственности. Совершенно очевидно, что при наличии ОДКБ целый ряд негативных тенденций сдерживается", - заявил Д.Медведев.
По его словам, каждый из глав государств, присутствовавшие на саммите, может применить это "к тем или иным замороженным конфликтам или проблемам, которые существуют в регионе ответственности ОДКБ, а их много". "Некоторые из них - большие, некоторые - маленькие, но в любом случае влияние ОДКБ есть, и уже в этом проявляется ее конструктивное назначение", - подчеркнул Д.Медведев.
Он отметил, что на нынешнем саммите между лидерами состоялся "продуктивный обмен мнениями, который продолжался даже несколько дольше, чем мы планировали".
Начнем с того, что, для того чтобы превратиться в полноценную альтернативу НАТО, организации необходимо достичь более высокого уровня внутренней однородности, преодолеть взаимное раздражение, которое то и дело возникает. Для этого должно быть единство позиций, которое в настоящий момент едва ли полностью достижимо. С другой стороны, позиция Кремля еще раз подтверждает, что для Москвы укрепление ОДКБ - "еще не устоявшейся организации, однако единственного военно-политического блока, в который входит Россия", - является приоритетом в политике на территории СНГ. Разумеется, ОДКБ для России сегодня имеет первостепенное значение. По замыслу Кремля эта организация должна явиться именно тем инструментом, который Россия может задействовать для переформатирования постсоветского пространства в ключе противостояния давлению со стороны США в пользу своих геополитических интересов. С этой точки зрения мотивы создания такой организации вполне понятны. Но непонятно другое, а именно: каким образом Москва собирается сохранить эту организацию, не дать ей развалиться? При том, что вся эта конструкция построена из участников, у которых нет единых целей и при этом совершенно разные задачи.
Что касается вопроса "изучения опыта других организаций, в частности Североатлантического союза, то вполне понятно, что ОДКБ вопреки усилиям Москвы никак не может походить на НАТО. То есть у Кремля никак не получается посредством ОДКБ перейти от тактики пассивного сдерживания внешних и внутренних ударов.
Как бы то ни было, но приходится констатировать, что те действия, которые Москва в последнее время предпринимает - по укреплению ОДКБ, по КСОР - являются подготовкой к следующему, "постамериканскому" этапу развития ситуации на постсоветском пространстве. Проблема заключается в том, что у Москвы на сегодня полностью отсутствует четкое представление о том, что будет происходить и что придется делать. Например, если с Украиной у России уже выработалась хоть какая-то форма диалога, хотя и не носящего цивилизованного характера, то как Москва будет строить отношения с Ташкентом, не вполне понятно.
С другой стороны, Кремль предполагал, что ОДКБ, а особенно недавно созданные Коллективные силы оперативного реагирования являются не только одним из инструментов сохранения политического влияния Москвы на правящие элиты Центральной Азии, но и своеобразной гарантией их самосохранения. Россия через возможности КСОР как раз и намерена была такую поддержку предоставить. Москве представлялось, что Центрально-Азиатскому региону эти самые силы быстрого развертывания необходимы как воздух. И поэтому в силу этих мнимых и неявных угроз российскому влиянию в регионе Москва продолжает гнуть свою линию по военной интеграции региона с Россией. Это происходит потому, что Россия сегодня не может предложить крупных инвестиционных проектов, а чтобы присутствовать в регионе, она вынуждена укреплять свои военно-политические позиции.
Сегодня Москва проводит активную пропагандистскую кампанию, призванную популяризировать идею ОДКБ и КСОР. Так, по утверждению ряда наблюдателей, одним из главных слоганов, взятых на вооружение, стали слова президента Медведева: "КСОР будет не хуже, чем НАТО". Эти слова выдают истинное предназначение кремлевской инициативы - поднять ОДКБ до уровня, который позволил бы организации претендовать на равноправное партнерство с НАТО. А это, в свою очередь, позволило бы ОДКБ под руководством Москвы взять на себя роль главного гаранта безопасности на всей территории региона, вытесняя оттуда военное присутствие США. Очевидно, что Россия использует ОДКБ, в частности, КСОР, в качестве инструмента для решения собственных геополитических целей в регионе. Несмотря на декларируемую причину создания КСОР как некоего противовеса НАТО, большинство экспертов единодушно утверждают, что создаваемая структура в составе ОДКБ может стать своего рода "дубинкой" для непослушных Кремлю соседних стран, в первую очередь Грузии и Азербайджана.
Эксперты указывают на несостоятельность аналогий ОДКБ с НАТО. По их мнению, союз суверенных стран предполагает правило принятия решений консенсусом, то есть наличие право вето. На этом праве базируется функционирование НАТО, чего нельзя сказать в отношении ОДКБ. Право вето позволяет малым странам уживаться и согласовывать интересы в одном союзе с крупными. Таким образом, Россия стремится придать международный статус своим возможным военно-политическим операциям на просторах СНГ.
Ведь по сути ОДКБ и КСОР призваны стать своеобразным "региональным полицейским", "жандармом" России, позволяющим контролировать процессы, а также обеспечить всевозможные поводы для интервенции в соседние страны.