Москва поддержала решения Запада по Афганистану, но до последнего момента все же стремится ограничить влияние США и НАТО. На прошедшей в Сочи встрече президент Медведев заверил руководства Афганистана и Пакистана в оказании помощи, но что на самом деле стоит за новой инициативой России по Афганистану? С этим вопросом Би-би-си обратилось к заведующему отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрею Грозину.
- Вы знаете, что заявление Америки о начале вывода своих войск с территории Афганистана в середине 2011 года, ввело в серьезное беспокойство Москву. Известно, что из европейских стран Голландия уже давно начала вывод своих войск. Действительно, Россия находится от Афганистана за тысячу верст. Однако наши центральноазиатские партнеры – Таджикистан и Узбекистан являются территориальными соседями Афганистана и для них естественна серьезная обеспокоенность от известия, что западные страны выводят свои войска из Афганистана. Именно, что произойдет после того, когда американцы выведут свои войска из Афганистана, является главным вопросом на сегодняшней встрече в Сочи. И я думаю, что это беспокоит не только Россию, но и наших партнеров в Китае и Индии.
- Однако, не смотря на высказанные вами беспокойства, Москва до настоящего времени не хочет оказывать Афганистану, какую-нибудь военную поддержку, например, послать свои войска туда. Почему?
- Для Москвы не приемлемо такое развитие событий. Этому есть несколько причин. Российское руководство с точки зрения приближающихся выборов понимает, что ввод военного контингента на юг вызовет целый ряд различных проблем. Во-вторых, даже по самому положительному сценарию, если бы Россия ввела свои войска в Афганистан, она бы не смогла проделать такой объем работы какой проделали американцы или европейцы. Это невозможно для Москвы, как с финансовой, так и с военно-стратегической стороны. Мы можем посылать в Афганистан вертолеты или проводить подготовку афганской полиции, но сделать более этого, нам будет сложно. И не смотря на то, что Афганистан является головной болью не только России, но и Ташкента, и Душанбе, никто не хочет, чтобы американцы, находящиеся на протяжении нескольких лет в афганской трясине, твердо поставили там ногу.
- Но разве на самом деле первоначальной задачей Москвы является не урегулирование ситуации в Афганистане, а урегулирование безопасности и влияния этой страны на граничащие с Россией центральноазиатские страны?
- Я присоединяюсь к такой постановке вопроса. В настоящих обстоятельствах, все понимают, что у Москвы нет возможности полностью повлиять на урегулирование ситуации в Афганистане. Это прекрасно понимают и в Ташкенте, и в Душанбе, и в Астане. Поэтому мы пока смотрим и наблюдаем, как ведут себя американцы в Афганистане. Хорошо это или плохо, другой вопрос. И как бы ни доминировали американцы в Афганистане, настоящее положение полностью устраивает Россию. Но вывод американцев из Афганистана означает для России проблемы мирового масштаба. И Россия серьезно воспримет возникшую угрозу безопасности стран Центральной Азии. Потому что, как бы не была прочна вертикаль руководства России, проблемы южных областей, в частности на Северном Кавказе, до сих пор не решены.
- Но с другой стороны, России также невыгодно долгое присутствие Америки в регионе. Ведь тогда бы она не выступала против военных баз США в Центральной Азии. Не так ли?
- Вы знаете, здесь нужно разделять две вещи. Одно дело пребывание Америки в Манасе, и совершенно другое, пребывание в Баграме. Потому что, Москва видит себя заинтересованной в жизни Центральной Азии. Именно поэтому военная база в Манасе, в Москве считается бельмом на глазу. Но в тоже время, признаем это, в Москве никому нет дела, чем занимаются американцы, в расположенном рядом с Кабулом Баграме.