Недавно подписанное Турцией и Азербайджаном военное соглашение, заключённое всего спустя несколько дней после подписания Россией и Арменией соглашения о продлении присутствия российских военных в Армении до 2044-го года, стало поводом для рассуждений о том, что Турция, возможно, пытается обеспечить себе более серьёзное влияние в регионе.
Турция пытается закрепить за собой роль более влиятельного игрока, но Анкаре это удаётся лишь постольку, поскольку она занимается расширением и улучшением собственных отношений с Москвой. Отношения Анкары и Москвы — это сложная игра, особенно учитывая, что Турция давно состоит в НАТО, и Анкара осознаёт, что поддержка равновесия в этой игре — дело очень сложное. Собственно, было бы неразумно полагать, что Турция могла бы хотя бы начать конкурировать с Россией.
Как и в прочих частях бывшего Советского Союза, Россия активно пытается вернуть себе роль державы-гегемона. В какой-то степени этот процесс тормозится из-за консолидации суверенных и независимых национальных государств (Азербайджан, Грузия), действующих в соответствии с собственным внешнеполитическим курсом (при поддежке Запада, особенно США), что зачастую приходится не по нраву Кремлю, так, и Азербайджан, и Грузия в 1999-м году вышли из состава Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), открыто отказавшись входить в состав какой бы то ни было сферы влияния России, но Россия мирится с этим до тех пор, покуда какая-либо из этих стран не «переступит» границу, как это случилось с Грузией в августе 2008-го. С тех пор Россия упорно наступает на Закавказье и Причерноморье благодаря своему усиленному присутствию в Абхазии и продлению срока присутствия Черноморского флота в Севастополе.
Что касается Грузии, то здесь Россия усилила своё военное присутсвие в Южной Осетии и Абхазии и продолжает консолидировать его, в частности, недавно разместила в Абхазии системы «С-300». Запад в принципе смирился со сложившейся ситуацией и по большей части безмолвствует — такие страны, как Иран и Афганистан, волнуют его больше. Что же касается Армении, то у неё не остаётся иного выбора, кроме как сотрудничать с Москвой, учитывая, что с двумя соседними государствами её границы закрыты. Армения работает с НАТО через программу «Партнёрство во имя мира» и с ЕС — через «политику европейского соседства», но по размаху ни тот, ни другой проект не идёт ни в какое сравнение с отношениями Армении с Москвой. Армения зависит от России, нравится это армянам или нет; они уже долгие годы находятся в союзнических отношениях в сфере безопасности, в частности, состоят в ОДКБ. Россия почти полностью контролирует охрану границ Армении. Как ирано-армянская, так и закрытая турецко-армянская граница охраняется российскими военными. Новое соглашение укрепляет российско-армянский военный союз. В городе Гюмри размещены пять тысяч российских военных, реактивные истребители «МиГ-9» и зенитные установки «С-300». По условиям нового соглашения, они могут быть задействованы в операциях за пределами бывшего Советского Союза.
Благодаря новому соглашению армяне получают дополнительную уверенность, особенно когда русские говорят со знанием дела: российский президент Дмитрий Медведев заявил, что Россия «выполнит свои обязательства» по ОДКБ, если Азербайджан поставит Нагорный Карабах под военную угрозу. Пять тысяч тяжеловооружённых российских солдат — это «ведро холодной воды», готовое вылиться на разгорячённые головы деятелей в Баку, готовящихся, как утверждают в Ереване, начать войну за возвращение территории. Учитывая, однако, что юридически Нагорный Карабах — это часть Азербайджана, а не Армении, у России такого права нет. Россия может вмешаться только в том случае, если Азербайджан нападёт на Армению, а шансы на то, что он это сделает, весьма малы. Более того, маловероятно, что Россия имеет намерение вести войну непосредственно против Азербайджана (или наоборот). Тем не менее, если вокруг Нагорного Карабаха опять разгорится насилие, положение России окажется достаточно сложным.
Что касается соглашения между Азербайджаном и Турцией, то военное сотрудничество между этими странами длится уже давно. С 1992-го года Азербайджан и Турция подписали более ста военных протоколов. Во время своего недавнего визита в Баку президент Абдулла Гуль (Abdullah Gul) в очередной раз выразил солидарность своей страны с Азербайджаном, но тем не менее, нельзя забывать и о том, что Турция до сих пор не смогла окончательно завоевать доверие Баку после совершённой в прошлом году, а ныне опять забуксовавшей попытки примириться с Арменией, что вызвало в Баку большую обеспокоенность. Также ходят слухи, что Турция собирается открыть военную базу в Нахичеванской Автономной Республике (Азербайджан), но пока что это никак не подтвердилось, к тому же, полагаю, Турция, прежде чем вступать в подобное соглашение, приняла бы в расчёт свои отношения с Москвой.
В реальности шансы на то, что турецкая армия начнёт воевать против Армении (и, возможно, России), крайне малы; не в последней степени потому, что Турция хотела бы выглядеть в глазах мирового сообщества как надёжный и осмотрительный участник игры, — но также и потому, что внешнеполитический курс Турции уже переместился от акцента на «жёсткую силу» в сторону «мягкой». Что касается азербайджанцев, то у них довольно прагматичные отношения с Кремлём, а пускать российских военных обратно на свою землю они категорически не хотят. Присутствие их на земле Азербайджана сейчас ограничивается радиолокационной станцией в Габале. Тем не менее, русские продолжают давить и уже много лет пытаются добиться права охранять азербайджано-иранскую границу — пока что безуспешно. Азербайджанцы всё ещё обижены на Россию за оказанную ею армянам во время нагорно-карабахской войны существенную помощь (хотя Москва это и отрицает).
Не может быть сомнений в том, что Россия по-прежнему заправляет в регионе и хочет утвердиться в нём ещё сильнее, тогда как позиция Запада очень слаба. Последствия этой стратегии мы ещё увидим. Будущее до сих пор крайне непредсказуемо, из-за чего остаётся только надеяться, что никто не «переступит» границы.