Девятнадцатая годовщина украинской государственности не порадовала сторонников демократии ни на Украине, ни в мире. Забияка-сосед прикладывает неимоверные усилия, чтобы превратить Украину в Россию. Это плохо. Но надежда бессмертна! В демократических странах поняли, что государственное управление — это очень сложно. Достаточно лишь чуть-чуть сдвинуться не в том направлении — в сторону либерализации, в сторону ужесточения политики, — как население начинает волноваться. Пытаясь сделать России приятное, Украина с молниеносной скоростью вводит многочисленные инициативы, которые ставят под угрозу ее суверенитет, права ее граждан, а в конечном итоге и мировую стабильность.
Тревожные звоночки уже прозвенели, но мировое сообщество до сих пор мало тревожится из-за крена Украины в сторону России, происходящего при президенте Викторе Януковиче. Европа, США и прочие, желая стабильности в торговых отношениях с Украиной и Россией, поворачиваются спиной к гегемонии в соседнем регионе. «Руссоцентризм» во Франции и Германии просто неизлечим. Даже Польшу — стойкую защитницу Украины — уже совратили.
В своем письме, адресованном Всемирному конгрессу украинцев, глава комитета по сотрудничеству между ЕС и Украиной при Европарламенте пишет, что «ожидает, что Украина подтвердит свою решительную готовность и в дальнейшем двигаться по пути европейской интегации». Это, конечно, типичный отвлекающий маневр, служащий российским интересам. Вдобавок к этому в Америке решили нажать на кнопку перезагрузки, и теперь Россия еще больше укрепит свое положение в регионе. Похоже, что все забыли, как в прошлом попытки умиротворить Россию приводили к катастрофическим последствиям, в том числе и к холодной войне. Последний случай вызывающего поведения России в Грузии подчеркивает ее пренебрежительное отношение к международному праву и обязательствам.
Украине будет сложно противостоять давлению со стороны России без поддержки международного сообщества. Влияние России возрастает с каждым днем благодаря деятельности президента Януковича. Нельзя представить ничего более провокационного, чем его пренебрежительное отношение к статусу государственного языка, к сепаратистским высказываниям министров и к призывам к мятежу, высказываемым приезжающими на Украину российскими политиками, за которые в большинстве государств их бы объявили персонами нон-грата.
Пожалуй, самый спорный из «мягких» политических маневров — это официальная поддержка правительством православной церкви России, которая предлагает пятнадцати миллионам верующих унию — за счет местной церкви на Украине. Конечно, находящиеся под угрозой украинские СМИ мужественно вступили в бой, и вместе с ними некоторые университеты. Ряд высокопоставленных чиновников в знак протеста ушли в отставку, вскипело возмущение по поводу странных смертей задержанных протестующих, бушует Интернет.
Все это способствует снижению рейтинга популярности президента. Его «медовый месяц» уже подошел к концу, а эффект от его политики начинает ощущаться. Он не смог, как обещал, обеспечить дешевое электричество, сократил программу школьного образования с двенадцати до одиннадцати лет, к тому же грядет пенсионная реформа (это, судя по всему, плохо). Зияющий разрыв между сказочно богатыми олигархами (они же политики) и прочими гражданами бросается в глаза и широко обсуждается. Рано или поздно распрстранятся волнения, которые уже привели к тому, что порядка десяти тысяч верных, невзирая на вмешательство государства, праздновали украинское христианство вместе с киевским патриархом Филаретом. Юлия Тимошенко — де-факто лидер оппозиции — тоже может угодить в огонь. Разрушительная кампания, которую провел против нее бывший президент Виктор Ющенко, причинила ей большой ущерб. Хуже того, когда он отказался объединить свою партию «Наша Украина» с ней и сформировать сильную оппозицию, были подорваны позиции сторонников Запада, и многие начали задаваться вопросом — а с кем он, собственно?
Тем не менее, она держится и протестует против главных пунктов политики президента — против продления срока присутствия Черноморского флота, против энергетической сделки с Россией, против политизации процесса назначения судей — и как только Рада (парламент) возобновит работу, в ее распоряжении появится площадка. Тимошенко входит в десятку самых влиятельных политиков Украины, но на предстоящих местных выборах ей нужно будет набрать побольше мест и убедить прозападно настроенных граждан Украины в том, что ей можно доверять. Поддержка таких политиков, как Борис Тарасюк и Юрий Луценко крайне важна. «Наша Украина» — естественный союзник — тоже может подтянуться, когда уйдет Ющенко.
А что же диаспора? Конечно, она играла важную роль в борьбе за независимость, но своей патриотической риторикой президент Ющенко оставил ее в дураках, и диаспоре не удалось выработать проукраинскую стратегию, вместо этого она поддержала в его лице сомнительного политика. Похоже, что диаспора может только выражать озабоченность (это очень хорошо, но мало), но не влиять на ситуацию на Украине.
То, как министр иностранных дел Украины и некоторые послы поздравляли диаспору с Днем независимости, говорит о многом: спасибо за все, что вы сделали, хлеб и зрелища (мероприятия в посольствах, встречи с официальными лицами) принимаем с благодарностью.
О том, что Украина «не повернет назад», нам говорят до сих пор. Но Украина уже повернула назад. Вектор отношений с диаспорой прояснился уже на первой встрече с послом в США Александром Мостиком. Представители общественности выразили озабоченность, посол послушал, но не сказал ничего существенного, напомнив старое определение дипломата: человек, который пошлет вас к черту так, что вы будете с нетерпением ждать поездки.
Похоже, что направление движения украинского государства уже определилось: Украина марширует под российские барабаны. А Россия марширует в направлении «православия, самодержавия и народности» — тройственной стратегии, озвученной в середине XIX века царем Николаем I и одобренная интеллектуалами (поэт Александр Пушкин сказал, что «славянские ручьи сольются в русском море» или «иссякнут»), самодержцами вроде Сталина (за веру православную и родину дерясь с Германией) и националистами вроде Владимира Путина. Если Украина не способна справиться с кремлевским монстром, то его силу почувствуют везде.
В политике, как и в физике, действие рождает противодействие: как российская, так и советская империи развалились. Чтобы избежать еще большего напряжения Украины президент Янукович должен сбавить обороты и заимствовать, например, у Канады, успешную модель взаимодействия свеликаном: вести себя вежливо, но твердо, а не подобострастно и как самоубийца.
Европа, США и прочие должны заставить Россию соблюдать установленные стандарты — уважать закон, права человека, суверенитет соседей — или же лишить ее столь желанных ей возможностей в сфере торговли и модернизации. Никаких сделок с преступным государством и никакой поддержки Олимпиады в нем не будет!
Вот в чем кроется сила мировой диаспоры. Диаспора должна заставить правительство начать действовать в собственных интересах, а не в интересах России. Тогда можно будет надеяться, что на двадцатилетие государственности Украине уже будет что праздновать.
Политический обозреватель Оксана Башук-Хепберн работала старшим советником в правительстве Канады