У студента денег никогда не бывает достаточно, независимо от заработка, стипендии и зарплаты родителей. Пустой кошелек - основная причина поиска работы, зачастую непрестижной. Хорошая работа – удачный случай. Начинаешь искренне верить в судьбу, когда в один из бессмысленных вечеров получаешь письмо из Англии примерно следующего содержания: "Предлагаю работу в Англии. Жилье имеется". На осмысление хватило пары секунд, и вот уже билеты в Лондон романтично похрустывают в руках.
Цирк в аэропорту
Лучшее, что я могла получить в первый день своей жизни - литовский паспорт. С паспортом в руках можно смело отправляться в небеса, не поймите превратно. Неизвестность, тяжелая работа, боязнь подставить знакомого - все ушло на второй план, поскольку в голове оставалась лишь одна мысль: наконец-то изменения. Сейчас можно смело выразить симпатию в адрес работников литовского аэропорта. Господа, вы удивительная находка для пассажиров, чьи личные вещи весят больше, чем багажу полагается. 11 килограммов, превышающих допустимую норму, будто бы никто и не заметил.
Впрочем, пассажирам из Литвы довелось повеселиться на английской таможне, одевая на себя 10 свитеров и запихивая в карманы очки, кошельки и прочие "килограммы". Не дай Боже вместо 10 положенных килограммов на экране весов высветится на 100 граммов больше. Зрелище было довольно забавным: десяток несчастных "преступников" вмиг стали выглядеть как колобки с шипами. Улыбались даже сотрудницы лондонского аэропорта, подозрительно медленно оформляя документы. Ведь всем известно, что находится под курткой, на которой красноречиво лопаются пуговицы или трещит молния.
Руками не трогать
Позвольте расстроить всех, чьей мечтой является жизнь в столице Великобритании. Город переполнен подобными вам и мне, а потому создается впечатление, что принять кого-либо еще он не в состоянии хотя бы в плане пространства. Красная и чужая – так можно описать столицу Англии. Город отстранен весьма ощутимо, как будто на Лондон смотришь через стекло. "Любуйтесь, но руками не трогайте". Кстати говоря, не ходите, дети, по ночному Лондону гулять. Там взрослые опасные, люди с огромными чемоданами и чересчур много ослепляющих огней. О великолепном хаосе приезжим сразу же сообщает аэропорт, в котором ты теряешься через секунду, и самостоятельно найти выход кажется невозможным. Спросить дорогу пришлось у первого встречного, а именно – симпатичного уборщика, мило спорящего со своей коллегой. Манера уборщика подсказывать дорогу для студентки показалась слишком экспрессивной. Мужчина резво побежал вперед, жестами призывая за собой. Жестикулировал мой новый знакомый слишком интенсивно, четко произнося минимум слов, из-за чего у меня возникли сомнения в собственном уровне владения английским. Но буквально через пару шагов в глаза бросились огромные вывески с объяснениями и указателями.
Ожидая подругу у самого симпатичного главного выхода, коих оказалось без малого 30, я нашла себе чрезвычайно полезное занятие – рассматривать людей, пристально и нагло. А посмотреть, поверьте, было на что. Казалось, если попытаться двинуться в огромном и интернациональном скоплении приезжих, то рискуешь, как минимум, быть растоптанным парочкой неестественно активных детей афроамериканцев. За малышами не смотрели вовсе. Кто лежал посередине аэропорта, пытаясь изобразить "березку", а кто, притворяясь взбесившимся самолетом, распугивал всех туристов. Кстати, рискну сразу же разрушить миф о европейском стиле одежды. Редко на ком можно было увидеть кеды, истертые джинсы и широкие свитера. Одеваются в Англии, действительно, кто как хочет. Но приличное количество англичанок желают носить 12-сантиметровые каблуки и яркий макияж, а мужчины - крокодиловые ботинки и выглаженные рубашки. Впрочем, в паре шагов от них можно заметить персонажа, укутанного в шарф, дубленку и вязаные варежки, но при этом в шортах и балетках. Мотивация "я так хочу" весьма популярна в туманном Альбионе. Самое удивительное, что это не приводит к эстетическому беспорядку, поскольку желания у жителей по-английски сдержанные. К слову, в душе возникла неожиданная радость по поводу того, что работать мне предстоит в другом городе, а именно – типичной провинции, старинном английском Норхэмптоне, что в Кембриджшире. За аналог английского "шира" можно принять русскую "область". При въезде в город сразу же стало ясно, что англичанин в Англии – дефицит: чаще слышались литовская и польская речи.
Прекрасная работа, вы уволены
Первые рабочие дни – серьезное испытание. На каждую ошибку каждый англичанин реагирует одинаково, широко улыбаясь и произнося фразу: "Все хорошо, спасибо". В конце концов эти слова стали вызывать крайнее раздражение. А ошибки у англичан горничные совершают всегда. Либо тряпка была выбрана не та, либо обращение с пылесосом кажется им необъяснимо грубым. Никого не интересует, что обыкновенный английский пылесос без малого весит 15 килограммов. Богатые люди, которые пользуются услугами горничных, за ошибки в большинстве своем не ругают, указывают на них редко. "Вы сделали отличную работу. Премного вам благодарен", – обычно эти слова слышишь от хозяев всех домов. Они очень по-английски и деликатно не платят денег. "Увы, полы слишком мокрые, до свидания", – и не успеешь оглянуться, как уже стоишь за порогом. Не важно, что в течение двух часов твоей беспрерывной беготни по дому хозяин нахваливал работу. Теперь ему захотелось увидеть сделанное в ином свете.
Физически и морально работа – сложная, но оплачивается недурно. Интересна и тем, что выдается редкая возможность лучше узнать английский быт, образ жизни известных пижонов.
Типичный английским дом - трехэтажное строение, полностью и современно оборудованное, но талантливо замаскированное под небольшой старинный замок. На полках – фотографии, открытки, статуэтки. Их тысячи по всему дому. Во многих домах культ ребенка: комната для релаксации, комната для игр, просто спальня, своя ванная, свой душ. Пожалуй, никогда в жизни мне не приводилось завидовать с такой силой. Некоторые дома, конечно, выделялись из числа остальных. Подъезжая к дому холостяка Бена, хотелось резко развернуться и поехать назад. По всему дому – женское белье разного размера, на полу – пачками лежат деньги. Мужчина явно живет по принципу "уронил – уберут, сломал – починят". Антураж нисколько бы не смущал, если бы не обескураживающие звонки мужчины моему боссу на следующий день с претензией, что дом выглядит так же, как и до прихода горничной. Объяснения зачастую бесполезны, тем более, от волнения английский становится больше похож на один из мертвых языков. Мысль "как в кино" пришла мне лишь в доме двух лесбиянок, которые действительно будто сошли с экрана фильма для взрослых. Одна – слишком утрированно женственная, другая – в мужском костюме и вовсе без макияжа. Еще одна проблема, с которой мне пришлось столкнуться во время работы – собаки, злые и большие. Иногда владельцы роскошных домов вели себя и вовсе странно. В доме лучшей подруги босса мне было выделено два часа на глажку. Что удивительно, вещи в большинстве своем были порванные, как и у других клиентов нашей фирмы. Но именно в этом доме я почувствовала себя героиней реалити-шоу. В 9 часов утра хозяин спустился пить кофе, и, выбрав место в метре от меня на огромной кухне, уютно расположился с ноутбуком. Два часа мужчина отвлекал от работы разговорами, поэтому большая часть вещей так и осталась лежать в корзине. Следя за каждым моим движением, он умудрялся вспоминать историю России, Литвы и моего университета. В общем, я будто бы поучаствовала в шоу "За стеклом".
А впрочем, было здорово! Работала я в паре со своей знакомой Мяйле из Литвы. За 8 часов приходилось убрать 5-6 домов, время переездов и бензин никто, увы, не оплачивал. Вероятно, бешеный темп и вызвал у меня желание уволиться на второй день: грустно, даже уборщиком мне не стать! Но за неимением альтернативы пришлось передумать. Впрочем, продержавшись около месяца, я могу по праву гордиться собой. Вышедшая мне на замену англичанка уволилась на второй день.
Страсти по холодильнику
Подобные моему городки напоминали "коробочные" мирки: двухэтажные квадратные домики с плоской крышей. Почти все города с подобной архитектурой перенаселены литовцами и поляками. Ярким подтверждением мнения о феномене дефицита англичан в славной Великобритании может послужить национальность наших соседей. В доме, где нам привелось снимать комнату, проживало еще семь человек, и все – литовцы. Соседи оказались людьми на редкость страстного темперамента. То холодильник маркером делили на равные части, выбрасывая "лишние" чужие продукты, то с ножом и безумными глазами вбегали в гостиную, пытаясь зарезать поющее содержимое розетки, то до утра щедро одаривали признаниями в любви. Но не совсем адекватное поведение соседей объяснялось, к счастью, лишь чертами характера. Однажды в дом пришла полиция с собаками из-за подозрения в хранении наркотиков, поскольку в соседнем доме ими торговали чуть ли не в открытую. Вообще девушки с трясущимися руками и бегающими глазами, нервно оглядывающиеся парни встречались почти на каждом шагу. Ничего удивительного, район был далеко не престижный. Но, несмотря на все неприглядные моменты милой английской провинции, создавалось впечатление, будто жители города родились с улыбкой на устах. Улыбались все: от водителей автобусов до работников банка. Дети, старики, молодежь – все лучились добродушием и готовностью помочь. Воздух в Англии легкий чрезвычайно, необъяснимая радость не покидает ни на минуту. "Я в школу хожу местную, и первые дни я вовсе не понимал отношения к себе со стороны одноклассников. Все слишком естественно, все отличалось от литовской школы, где пытаешься кем-то казаться. Здесь на тебя будут косо смотреть, если ты вдруг перестанешь быть собой», – откровенничал со мной десятилетний Данас, сын подружки.
Не прощаясь
Англия – страна психологических контрастов. Страна, более всего уважающая традиции, но неистово стремящаяся к прогрессу. Люди приветливо улыбаются, но не готовы простить малейшего промаха. Слишком личная культура, слишком личный менталитет. Единственное, что гарантированно и бесплатно Англия дает любому, – опыт. В общении, работе, выживании – он уникален по своей природе. Отношение англичан к жизни поражает своей простотой, но в то же время нельзя не заметить их настороженность по отношению к приезжим.
"Здесь сложно, я полгода была без работы, но именно в этой стране не выходит впасть в отчаяние, несмотря на все трудности. И подобное положение вещей пока что остается для меня загадкой", – рассуждает моя коллега Мяйле.
Трогательная загадочность старинных городков и величественный Лондон не могут оставить равнодушной простую студентку из европейской провинции. Как бы то ни было, Англия – страна, сложности которой не пугают, а лишь вызывают интерес и желание их преодолеть.
После проведенных в Британии двух недель я всегда буду помнить об улыбке, поскольку это непременный атрибут приятной беседы. Тем более, улыбаясь, легче говорить в лицо неприятную правду, или закрывать дверь, приговаривая, что вы чудесно справились с порученным вам делом. А при желании приобрести в очередной раз бессмысленную вещь, можно будет вспомнить о вознаграждении за олимпийский бег по трехэтажному дому с «химией» и тряпкой в одной руке и пылесосом в другой.
В конце концов уборка моей маленькой квартиры теперь воспринимается как приятное времяпрепровождение. Нечто вроде отдыха.