Может ли иностранный инвестор пробраться через лабиринт российского бизнеса, не застряв в паутине бюрократии? Что ж, Кремль считает, что у него есть ответ на этот вопрос. Своим решением, которое может одновременно показаться и смелым, и самоуверенным, российское правительство предоставило департаменту инвестиционной политики министерства экономического развития новые полномочия по решению различных проблем, с которыми сталкиваются инвесторы, признав тем самым, что бизнес в этой стране – занятие порой утомительное, хотя и не невозможное.
Этот департамент создавался как некий узкоспециализированный арбитражный суд, но сегодня он обладает решающим правом голоса при урегулировании проблем, порождающих самые страшные кошмары для инвесторов, включая изменения в допотопном торговом и таможенном законодательстве. "Нам предоставлены максимальные полномочия, какие только можно себе представить в рамках закона", - заявил в среду в эксклюзивном интервью Russia Profile заместитель директора департамента Михаил Ан. В доказательство своих заявлений Ан заявляет, что премьер-министр Владимир Путин назначил своего заместителя Игоря Шувалова омбудсменом этого департамента. "В связи с этим департамент становится самым авторитетным органом в рассмотрении споров по инвестиционным вопросам в России", - говорит он.
Ан также расхваливает новые полномочия департамента по урегулированию системных проблем, с которыми сталкиваются российские и иностранные инвесторы, особенно относящихся к злоупотреблению служебным положением со стороны федеральных правительственных чиновников. "Когда мы получаем жалобы или сигналы от бизнесменов и инвесторов, мы сразу мобилизуем все свои ресурсы на урегулирование спорных вопросов, - говорит Ан, - если вопрос касается инвесторов, как иностранных, так и местных, мы напрямую связываемся с соответствующей организацией, будь то федеральный, региональный или муниципальный уровень". По его словам, у департамента сегодня имеется "власть и влияние", необходимые для разрешения проблем, относящихся к инвестиционным спорам. Он добавляет, что департамент приглашает министра или заместителя премьера только в тех случаях, когда возникают особо острые вопросы. "Когда проблема касается нарушений, допустившая такие нарушения сторона всегда старается исправить ситуацию, как только узнает, что мы начали заниматься этой проблемой, - отмечает Ан, - в большинстве случаев простой рекомендации с нашей стороны бывает достаточно, чтобы исправить положение".
То, что последнее слово в вопросах управления бизнесом принадлежит заместителю премьер-министра, а не арбитражному суду и не специальному регулирующему органу, подчеркнул президент Дмитрий Медведев во время недавнего визита в калифорнийскую Силиконовую долину. В России, сказал он, особая бизнес-среда, и она требует вмешательства руководителей самого высокого уровня, чтобы дело сдвинулось с места. Однако, по словам экспертов-правоведов, таких как партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Евгений Рейзман, правительственные министерства, в том числе, министерство экономического развития, по закону не имеют прямых полномочий решать вопросы, относящиеся к коммерческим спорам. "Максимум, что должен сделать такой департамент, это направить жалобу инвестора в другой государственный орган, обладающий регламентирующими полномочиями, например, в инспекцию по труду или в прокуратуру", - говорит Рейзман.
С тех пор как правительство впервые заявило о своем намерении улучшить инвестиционный климат в России, министерство экономического развития приняло целый ряд нормативных актов с целью привлечения столь необходимых иностранных инвестиций. Оно создало службу одного окна для иностранцев, куда они могут подавать жалобы и предложения по широкому кругу вопросов, связанных с их коммерческой деятельностью в России. Департамент надеется, что ему удастся улучшить инвестиционный климат за счет совершенствования таможенных услуг, сокращения волокиты, усмирения налоговиков, уменьшения коррупции и широкого привлечения опытных и квалифицированных иностранных управленцев. По словам Ана, департамент заручился поддержкой целого ряда групп делового лобби, таких как Американская торговая палата, Ассоциация европейского бизнеса и Российский союз промышленников и предпринимателей, которые помогают ему в решении сложных задач. "Все эти организации обращаются к нам с просьбами – иногда от имени своих членов, иногда, чтобы решить какие-то системные вопросы – и мы стараемся откликаться на их просьбы. Мы также предлагаем отдельным инвесторам направлять свои жалобы к нам напрямую".
Чтобы эффективнее донести свой сигнал о новых начинаниях до западных инвесторов, министерство экономического развития также воспользовалось услугами американской фирмы Ketchum. Департамент рекомендует западным инвесторам направлять свои жалобы и претензии через онлайновый форум ModernRussia, которым от имени Российской Федерации управляет Ketchum.
Ан говорит, что на сегодня департамент получил 26 жалоб и заявлений от различных инвесторов. По 11 из них решения приняты, а еще 15 изучаются. Большая часть жалоб на настоящий момент (около 28 процентов) относится к проблемам административных барьеров. Это эвфемизм, которым обозначают действия местных чиновников по умышленному затягиванию решения той или иной проблемы – от нежелания подключить офис к линиям связи до отказа в коммунальном обслуживании. Не меньше важны для инвесторов и вопросы, относящиеся к таможенному и торговому законодательству, а также к умышленной дискриминации зарубежных компаний в вопросах приоритетов бизнеса, о чем свидетельствует информация, размещенная на сайте министерства экономического развития.
"Инвесторы часто жалуются на административные барьеры, на проволочки в утверждении сделок, а также на сложные таможенные и иммиграционные процедуры, - говорит Ан, - другой набор проблем, с которыми сталкиваются инвесторы, это корпоративные споры и рейдерские захваты. Иногда инвесторы жалуются на налоговиков, облагающих их непомерно высокими налогами, и мы стараемся помочь им, когда можем". Вместе с тем, Ан отмечает, что не всегда иностранные компании являются жертвами запутанной ситуации в сфере бизнеса. По его словам, были случаи, когда отдельные компании прибегали к самым разным ухищрениям, чтобы избежать уплаты налогов. "Конечно, бывают редкие случаи, когда компании не на стороне закона, и тогда мы предлагаем свои рекомендации по исправлению", - говорит Ан.
Ближайшая задача департамента, по словам Ана, заключается в том, чтобы улучшить инвестиционный климат в стране и привлечь иностранную рабочую силу. Департамент напряженно работает над совершенствованием практического применения различных таможенных норм, правил и новых иммиграционных законов, отмечает он, добавляя, что сейчас подготовлен набор правил, направляющих чиновников на стимулирование инвестиций в инновационные отрасли экономики.
Одним из ярких примеров такой инициативы стала отмена новой таможенной пошлины, которая взималась в размере 5 долларов за каждый килограмм свыше 50 килограммов личных вещей иностранца, приехавшего в Россию после 1 июля. Данный сбор был введен в рамках нового таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, и он серьезно помешал наплыву иностранных специалистов, хотя за это выступает президент Дмитрий Медведев. Moscow Times писала об этом в среду. "Да, мы действительно получили представления по поводу этой проблемы от групп делового лобби, таких как Американская торговая палата и Ассоциация европейского бизнеса. Состоялось обсуждение и проблему решили. Надеемся, что соответствующее государственное ведомство, отвечающее за эти вопросы, вскоре выступит с заявлением об отмене пошлины", - сказал Ан.