Вновь, как это случается 31 числа каждого месяца, в Москве состоялась манифестация в защиту свободы собраний и союзов. Партии, движения и организации всех политических оттенков объединились на мирном, молчаливом и ненасильственном митинге, чтобы потребовать соблюдения права, гарантированного 31 статьей конституции Российской Федерации, но отказываемого властями. Как обычно происходит в течение ряда лет, вмешалась милиция. Среди арестованных, как сообщает агенство Интерфакс, лидер партии СПС Борис Немцов, прибывший вместе с председателем Комиссии Европарламента по правам человека Хейди Хаутала. Борис Немцов не остался в одиночестве. Как сообщает РИА Новости и Радио Эхо Москвы, ему составили компанию и другие выдающиеся персонажи российской оппозиции: один из организаторов протеста Константин Козякин, лидер движения «Другая Россия» Эдуард Лимонов, представитель движения «Солидарность» Илья Яшин и координатор прогрессивных сил «Левый Фронт» Сергей Удальцов. Последний на информационном сайте Lenta.ru объяснил, что милицейские агенты неоднократно обвиняли его в том, что он подстрекал толпу скандировать лозунги. В России это тяжелое обвинение, которого нужно стыдиться. Это объясняет, почему Удальцов постоянно его отрицал.
Те же информационные органы сообщают, что в демонстрации участвовали от 300 до 400 человек. 30 человек было арестовано, как подтверждает сайт оппозиции Kasparov.ru. Место протеста — традиционное. Это Триумфальная площадь, расположенная между станцией метро Маяковская и памятником поэту-футуристу, родившемуся в Грузии. Работы по реконструкции площади, начатые всего четыре дня тому назад, не помешали проведению демонстрации. Не помешали они и массивному развертыванию сил милиции и военных, как прокомментировала Людмила Алексеева, председатель Хельсинкской группы. «Это неслыханно, что для подавления немногочисленной демонстрации было использовано такое количество солдат», - заявила восьмидесятидвухлетняя активистка борьбы за права человека.
Протесты не ограничились столицей. Они прошли и в Санкт-Петербурге, втором по значению городе страны, и с тем же эпилогом. Как сообщает агентство Fontanka.ru, достаточно было десяти минут молчаливой демонстрации, чтобы вызвать вмешательство милиции. Тридцать пять человек было арестовано перед торговым центром Гостиный двор, заполненным многочисленными туристами, которые, возможно, не поняли причин протеста и последующих репрессий. Серия протестов прошла не только в двух политических и культурных столицах, но и в других городах России. В сибирском городе Томске власти разрешили проведение демонстрации. Во Владивостоке протест был проведен в форме собрания, на которое не требуется получение разрешения мэра города. И в том, и в другом случае никто не был арестован.
Некоторые европейские города выразили свою солидарность с российскими демократами. Среди них Милан, который в первый раз принял участие в подобной акции. Миланская ассоциация AnnaViva, созданная в память российской журналистки Анны Политковской, организовала митинг, чтобы пробудить общественное мнение по данному вопросу и чтобы участники протеста в России не чувствовали себя одинокими. Подобные инициативы имели место также и в Лондоне, Берлине, Варшаве и Киеве.
Именно в Украине 31 августа можно было видеть очередное проявление мирной борьбы за сохранение свободы слова, завоеванной в ходе оранжевой революции 2004-2005 годов. Накануне Административный суд города Киева, подобие TARа в итальянском регионе Лацио, запретил телевещание на двух независимых телеканалах: на «ТВі» и на 5 канале. А до этого, 8 июня судебные органы столицы вновь разрешили телеканалу «Интер» вести передачи. Этот канал принадлежит олигарху Валерию Хорошковскому, назначенному Януковичем главой украинской Службы безопасности, который является и одним из основных спонсоров Партии Регионов. Незамедлительно последовали протесты, и Национальный Совет по Телевещанию объявил новый конкурс по перераспределению телевизионных частот.
Показательна реакция 5 канала, который несмотря на несправедливое закрытие, устами своего директора Ивана Адамчука заявил, что готов участвовать в новом конкурсе и уверен в победе, в том что ему вернут несправедливо отобранные права на телевещание. Подобный ответ дал и канал «Тві». Его руководитель Николай Княжицкий пообещал продолжать процедуру обжалования в арбитражном суде.
Те, кто борятся за сохранение свободы и помнят о ее завоевании, политизировали и празднование годовщины основания движения «Солидарность». В Польше, в портовых городах Данциг, Штеттин и Гдыня отмечают тридцатую годовщину основания свободного массового профсоюза «Солидарность», который принял активное участие в разрушении коммунистического строя в стране Кохановского и Мицкевича. Это повод для праздника, но также и для размышления. Как подчеркнул теперешний лидер «Солидарности» Janusz Sniadek, среди реформ, за которые боролись, начиная с восьмидесятых годов, на сегодняшний день проведены только политические, но ничего не было сделано в экономическом и социальном плане. Польские трудящиеся, в особенности, молодежь чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне. Помимо всего прочего, кораблестроительные верфи, где зародилось профсоюзное движение, оказались в ужасных условиях.
Тем не менее, как всегда 31 августа, на четвертый день празднования, вместо предложений по улучшению ситуации вновь возникли политические разногласия среди старых руководителей, что вызвало вульгарную реакцию, заслуживающую скорее изучения, чем конференционного зала. Зал разразился аплодисментами и устроил овацию, когда вошел лидер оппозиции Ярослав Качиньский. Когда слово взял премьер-министр Дональд Туск, раздались свистки. В конце концов, политические симпатии членов «Солидарности» давно известны. Лучше всего представляет интересы и надежды славного рабочего движения консервативная партия «Право и справедливость», а не либеральная «Гражданская платформа», представителями которой являются премьер-министр и вновь выбранный президент Бронислав Коморовский.
Такое поведение не одобряет исторический лидер движения Лех Валенса, который не пришел на празднование. Он уже давно критикует нынешнее движение «Солидарность». Первый президент свободной Польши прислал ноту, в которой он подчеркнул важную роль, которую и сегодня играет профсоюз в Польше, в Европе и в мире. В то же время он обратился к главе государства с призывом вмешаться, чтобы сохранить нейтральность профсоюза по отношению к различным политическим партиям.
Он заявил: «Я обращаюсь к президенту республики с призывом, чтобы двадцатилетняя традиция не стала достоянием какой-нибудь одной политической силы. Солидарность и сегодня представляет всеобщую ценность и силу для победы над любыми трудностями».