В начале июля Россия, Казахстан и Белоруссия подписали целый ряд проколов о создании этими тремя странами таможенного союза. Этот союз, согласно имеющимся планам, должен начать полномасштабную работу в январе 2012 года, что приведет к образованию единого общего рынка, состоящего из 170 миллионов человек. Создание этого объединения представляет собой последнюю из числа предпринятых попыток Москвы создать после развала Советского союза работающий торговый блок со своими ставшими недавно независимыми соседями. В дополнение к экономическим связям, поддерживаемым за счет создания Содружества независимых государств (СНГ), Россия в 1994 году вступила в союз с Белоруссией. Вслед за этим в 1996 году было создано еще одно объединение с участием Белоруссии и Казахстана, которое затем постепенно расширялось и теперь включает в себя также Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. В 2000 году оно стало называться Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).Тем не менее после этих амбициозных заявлений конкретных действий было немного, что заставило Москву предпринять еще одну попытку с использованием ограниченной формулы.
Однако экономическая выгода подобного рода союзов представляется спорной. Организация торговых блоков с участием стран со средним уровнем доходов, имеющих похожие экономические структуры и запасы полезных ископаемых, стоит дорого, однако они почти не порождают новую торговлю за исключением создающих перекосы потоков товаров, вызываемых неизбежными нарушениями торговых связей. Это заставило некоторых аналитиков задуматься о том, почему Москва придает такое удивительно важное значение этим проектам.
Старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона (Peterson Institute for International Economics) Андерс Аслунд (Anders Aslund) считает, что планы России по созданию таможенного союза могут представлять собой попытку саботировать направленную ей заявку на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Несмотря на словесные заявления Москвы о своем желании вступить в это торговое объединение, многие в России считают, что членство в ВТО может нанести ущерб интересам страны, развитие экономики которой обеспечивается сырьевым сектором, а создание таможенного союза еще более осложнит процесс вступления России, который и так длится уже много лет. Так, например, в июне 2009 года премьер-министр Владимир Путин объявил о том, что Россия будет вступать в ВТО как единая таможенная территория вместе с Белоруссией и Казахстаном, и это остановило переговоры о вступлении именно в тот момент, когда прорыв в них казался уже неизбежным. Спустя несколько месяцев три эти страны вернулись к варианту отдельного вступления.
Хотя мнение российских элит по этому вопросу, возможно, не является единым, вступление в ВТО является необходимым для Москвы шагом для достижение ее главной долгосрочной политической цели: обеспечить себе доминирующее положение в наступающем многополярном мире. Ясным указанием на это можно считать совместное заявление, сделанное президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, в котором вступление России в ВТО охарактеризовано как «торговый приоритет для обеих стран». Как подчеркивается в этом заявлении, стороны будут стремиться к тому, чтобы решить этот вопрос до 30 сентября.
Таможенный союз занимает такое важное место в планах Москвы не потому, что он противоречит вступлению России в ВТО, а потому, что он является дополнением к нему. В статье 24-ой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), на котором основывается работа ВТО, говорится о том, что положения таможенного союза могут иметь преимущество перед многосторонними обязательствами, особенно в том, что касается принципа наибольшего благоприятствования. Это означает, что даже после вступления в ВТО Россия сможет продолжать предоставлять право преимущественного доступа своим партнерам, а также самой получать его от них, сохраняя таким образом контроль над стратегическими торговыми потоками. Ссылаясь на 24-ю статью, Россия сможет обойти принцип деполитизации торговых отношений, с которым связано членство в ВТО, и это позволит России продолжать оказывать влияние на свое «ближнее зарубежье», использую доступ на рынок в качестве разменной монеты.
Такого рода практика напоминает то, что делает в этом регионе Европейский Союз, который обычно предлагает доступ на рынок новым членам, потенциальным кандидатам и соседним странам. Но в отличие от тех государств, которые заключили подобного рода торговые соглашения с Евросоюзом, Белоруссия и Казахстан не захотели объединять свои рынки с более крупным российским рынком. Сообщалось также о проведении националистических акций протеста против таможенного союза в Казахстане, и премьер министр этого государства Карим Масимов, осознавая решающую роль России как важного транзитного маршрута экспорта углеводородов, должен быть направить министров правительства в отдаленные регионы для того, чтобы убедить местных лидеров и население в полезности этого союза. Что касается Белоруссии, то она подписала соответствующие протоколы неделю спустя после проведенной официальной церемонии. Некоторые западные аналитики считают, что 50-процентное повышение Газпромом цены на газ для Белоруссии вместе с прекращением его подачи в июне сыграли существенную роль и заставили в конечном счете президента страны Александра Лукашенко вступить в этот союз.
Другими словами, вместо того, чтобы усилить российские связи с этими двумя странами, за создание этого союза Кремль вынужден был заплатить значительную цену в виде политического капитала, что постепенно может способствовать отдалению Минска и Астаны от Москвы. Евросоюз, который уже сейчас является крупнейшим покупателем белорусских и казахстанских товаров, давно уже пытается создать альтернативу российской гегемонии в этом регионе. Итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони посетил в 2009 году Белоруссию с официальным государственным визитом, и это был первый в эту страну западного лидера, а недавно немецкий федеральный канцлер Ангела Меркель побывала в Астане. Все это важные признаки, свидетельствующие о желание Европы активизировать свои связи с этими странами.
Россия удалось сделать длинную серию удачных ходов на этой «большой шахматной доске», начиная с вторжения в Южную Осетию в августе 2008 года и заканчивая избранием на недавних выборах президентом Украины Виктора Януковича и началом строительства газопровода Nord Stream, который будет проложен к берегам Германии. Тем не менее таможенный союз высветил основное ограничение региональной господствующей роли Москвы – как в своем ближнем зарубежье, так и в Евросоюзе российская дипломатия была успешной, когда она использовала принудительные меры или когда она пыталась установить связи с узко ограниченными политическими или экономическими элитами. Однако Москва не способна предоставить устойчивые экономические преимущества для своих соседей, особенно в периоды низких цен на нефть и газ. С учетом того, что глобальная рецессия сильно затронула Россию и некоторых ее лишенных наличных средств соседей, в будущем можно ожидать существенных геополитических сдвигов.
Андреа Бонцанни является аналитиком в области международных отношений и энергетики. Он работал консультантом в ООН и во Всемирном банка, а в настоящее время он является главным редактором Европейского центра по анализу энергетической безопасности (ECESA) миланской исследовательской организации Equilibri. В этой статье он представил свою личную точку зрения.