Первый государственный визит в Китай и первый официальный визит в специальный административный район Сянган (Гонконг) президента Украины Виктора Януковича по праву может быть назван прорывом в украино-китайских отношениях. После почти пятилетнего затишья вдруг подписываются тринадцать документов, исполнение которых может принести Украине почти 4 миллиарда долларов китайских инвестиций. Причем одна из них – почти миллиардная – должна исполнить давнюю мечту пассажиров международного аэропорта "Борисполь": строительство скоростной железнодорожной ветки, которая свяжет его с Киевом. Для закрепления достигнутого президентом успеха засобирался в Китай и премьер-министр Украины Николай Азаров, ведь сумма инвестиций может быть и большей: как сообщалось до визита Виктора Януковича, Украина хотела бы получить от Китая заем в 8 миллиардов долларов.
По словам Виктора Януковича, этот визит стал возможен благодаря интенсивной работе украинско-китайской межправительственной комиссии, созданной после его встречи в этом году в Вашингтоне с Председателем КНР Ху Цзиньтао. Принятое же во время этого визита их совместное решение относительно перехода украинско-китайских отношений на стратегический уровень положило начало подготовке основополагающего документа о стратегическом партнерстве. Взаимопониманию руководства обеих стран существенно способствует признание Киевом концепции "одного Китая". В подписанном в Пекине совместном заявлении лидеров двух стран говорится о том, что Украина поддерживает политику единого Китая, выступает против независимости Тайваня, а также обязуется не иметь никаких официальных контактов с этой китайской провинцией.
Во время официального визита Виктора Януковича в Гонконг между правительствами Украины и Гонконга было подписано соглашение о взаимной отмене виз, что уравняло украинских граждан с гражданами Европейского Союза, по крайней мере, в этом специальном административном районе. Здесь же Виктор Янукович посетил седьмую по значимости в мире биржу и осмотрел акваторию гонконгского морского порта. Во время этого осмотра на месте столкновения украинского судна "Нафтогаз-67" и китайского сухогруза "Яохай" он спустил на воду венок, почтив память восемнадцати погибших украинских моряков.
Визит, разумеется, был бы не полным, если бы президент не посетил Шанхай, где сейчас проходит всемирная выставка "ЭКСПО-2010". Здесь он был неприятно поражен бедностью украинского павильона. "Безусловно, украинский павильон не отвечает нашим пожеланиям - тому, что бы мы хотели показать. И это огромный недостаток в государственной политике, который нужно будет наполнять содержанием", - заявил Виктор Янукович. Однако подоплека этого недовольства кроется, скорее всего, не в бедности содержания экспозиции. Украинские павильоны на всех международных выставках ЭКСПО были нищенскими, поскольку из госбюджета всегда выделялась цифра, сопоставимая с той, которая была выделена на создание этого павильона, – чуть больше 1 миллиона долларов. Недовольство президента – это обоснование необходимости привлечения к ответственности одного из министров предыдущего правительства Юлии Тимошенко, которого нынешнее правительство подозревает в нецелевом использовании части денег, выделенных на создание павильона.
Нужно отдать должное организаторам визита президента Украины в Китай: тут и встречи со всем высшим руководством страны, и Китайская стена, и международная выставка, и порт со спуском на воду поминального венка. Но настоящей изюминкой визита стало заявление Виктора Януковича о том, что правящая в Украине "Партия регионов", почетным лидером которой он стал после победных для него президентских выборов, и правящая в Китае Коммунистическая партия договорились о стратегическом сотрудничестве. "Наше сотрудничество будет основано на крепкой политической базе. Мы договорились, что подпишем соглашение между "Партией регионов" и Коммунистической партией Китая, в которой предусмотрим принципы реализации наших стратегических решений", - сказал Виктор Янукович. Можно предположить, что это соглашение будет подписано во время предстоящего визита в Китай нынешнего главы Партии регионов – премьер-министра Украины Николая Азарова.
Не менее значимо и другое, сделанное в Китае, утверждение Виктора Януковича: "В подавляющем большинстве предыдущих лет своей независимости Украина напоминала мощный автомобиль, который не мог тронуться с места, так как слишком много политиков считали себя водителем, и по-разному видели направление движения. Сегодня водитель один", - заявил он во время встречи с представителями деловых кругов Гонконга, имея в виду, конечно же, себя.
Политические партии, разумеется, могут дружить как угодно: и на уровне лидеров, и на уровне отдельных партийцев. Но стоит ли отождествлять сегодняшние интересы "Партии регионов" с государственными интересами Украины, ведь за кандидата в президенты от этой партии проголосовало менее половины населения страны, а за саму партию на парламентских выборах и того менее? А упавший за четыре месяца с почти сорока двух до двадцати семи процентов уровень доверия к "Партии регионов" никак не способствует ее восприятию как единственного выразителя дум и чаяний народа. Да и сам "водитель" уронил уровень доверия с 41 до 23 процентов.
Так что пока что "Партии регионов" и ее лидерам не стоило бы торопиться называть свои планы – планами народа, чтобы не случилось того, что произошло с бравшей на себя такую смелость КПСС.
Борис Клименко. РФИ. Киев.