Основатель и руководитель сайта charter97.org Олег Бебенин был найден мертвым у себя на даче. Судебно-медицинская экспертиза установила, что причиной смерти стало самоубийство. Соратники и друзья журналиста в это не верят и приводят доводы об ошибочности официальной версии.
Тело Олега Бебенина нашли 3 сентября в 17.30 на его даче под Минском. Журналист, родившийся в 1974 году в Костроме, работал в 1990-х годах заместителем главного редактора газеты «Имя», с 1998 года был основателем и руководителем сайта charter97.org. У Олега Бебенина остались жена и двое сыновей.
Правоохранительные органы назвали предварительной причиной смерти самоубийство. Начальник отдела информации и общественных связей УВД Минской области Александр Данильченко рассказал interfax.by, что тело Бебенина висело в петле, привязанной к лестничному пролету, ведущему на второй этаж дома. По словам Данильченко, «рядом с телом находился упавший табурет».
– Следов борьбы в доме и видимых повреждений на теле обнаружено не было, – подчеркнул представитель милиции.
Во второй половине 4 сентября судебно-медицинская экспертиза установила, что причиной смерти белорусского оппозиционного журналиста Олега Бебенина стало самоубийство, сообщил interfax.by, прокурор Дзержинского района Минской области Сергей Ковригин.
При этом он подчеркнул, что «кроме странгуляционной борозды на шее у Бебенина, других повреждений тела эксперты не обнаружили».
Ранее в Генпрокуратуре заявляли, что самоубийство является основной версией смерти Олега Бебенина, но будут отработаны и другие возможные версии, «которые обычно отрабатываются при обнаружении трупов, висящих в петле».
«Не все в порядке с той версией, которую выдвинули официально»
Между тем соратники и друзья сомневаются Олега Бебенина в версии самоубийства.
Коллега погибшего журналиста, побывавший в доме вместе с сотрудниками милиции, рассказал «Нашай Ніве» , что около тела были обнаружены бутылки из-под бальзама.
– Ни крошки еды, две пустые бутылки от «Беловежского бальзама» – он бы его под расстрелом не пил, будучи одним из наилучших специалистов по виски в стране. Да он за рулем был – какой там алкоголь, – отметил собеседник.
– Я был на месте трагедии и должен сказать, что я не верю в самоубийство Олега Бебенина, – заявил Хартии-97 лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» и возможный кандидат в президенты Беларуси Андрей Санников. – Многое вызывает сильные сомнения. Не было найдено никакой записки, последние смс, которые он отправлял друзьям, свидетельствуют о том, что он собирался с ними в кино вечером четверга. Неделю назад Олег вернулся с семьей из отпуска в Греции.
5 сентября Андрея Санникова вызвали на допрос в Минскую областную прокуратуру по делу о гибели Олега Бебенина.
– Меня вызывают на допрос, хотя уже озвучена официальная версия смерти Олега. Требуют представить найденную у дачи Олега машину на осмотр, а меня намерены допросить, хотя опрашивали еще на месте происшествия. Машину отгонял от дачи я с братом Олега, после того, как несколько раз спросили сотрудников милиции, оставлять ее или забирать. Машина была осмотрена, никаких предметов изъято не было. Нам сказали, что «лучше забрать», – рассказал Андрей Санников. – Вчера было сообщение, что генпрокуратура подключается к этому делу, и это свидетельствует о том, что не все в порядке с той версией, которую выдвинули официально. Все пойдет по отработанному сценарию: обыски, конфискации, запугивание, давление, а не расследование обстоятельств гибели журналиста. Диктаторские службы привыкли заниматься преследованием оппозиции, а не своими профессиональными делами.
«Отсутствует мотив для такого поведения»
Координатор «Хартии’97» Дмитрий Бондаренко считает, что у Олега Бебенина не было мотива для самоубийства.
– Я хотел бы сказать, что Олег Бебенин – не просто журналист. В возможной белорусской президентской кампании он должен был быть одним из руководителей штаба оппозиционного кандидата в президенты Андрея Санникова. И вдруг человек кончает жизнь самоубийством. Отсутствует мотив для такого поведения. Нет предсмертной записки, нет проблем на работе, есть любимая жена, сыновья, родители, брат. Человек собирает своих друзей на премьеру фильма. Последняя его смс, которую, как известно, он послал, о том, что он придет в кинотеатр «Октябрь» в 20 часов. И опять же вдруг человек исчезает почти на сутки, не отвечает на телефонные звонки, – отметил Дмитрий Бондаренко.
По его мнению, существуют серьезные расхождения по времени смерти, и это зафиксировано в документах.
– Сотрудники милиции и прокуратуры, среди которых был эксперт-криминалист, прибывшие вчера на дачу, зафиксировали, что смерть наступила примерно в 14 часов 3 сентября. Сегодня в свидетельстве о смерти, выданном родственникам, датой смерти названо 2 сентября. То есть расхождение больше чем пятнадцать часов, – отметил Дмитрий Бондаренко.
– Олег души не чаял в своем маленьком сыне. Нашли его мертвым в петле из веревки от детского гамака. Этого просто не могло быть. Люди, которые видели Олега накануне, говорили, что он находился в бодром, веселом состоянии и собирался идти на фильм. Он сообщил родным, что у него планировалась еще какая-то встреча во второй половине дня 2 сентября. С кем он должен был встречаться и встретился ли, мы пытаемся узнать, – добавил координатор «Хартии’97».
Глава Европарламента призвал власти Беларуси провести «полное и прозрачное» расследование
Обеспокоенность в связи с гибелью основателя сайта charter97.org выразил Глава Европарламента Ежи Бузек.
– Я призываю белорусские власти провести полное и прозрачное расследование, которое прояснило бы все обстоятельства его трагической смерти, – цитирует Бузека пресс-служба главы Европарламента, сообщает БелаПАН.
Ежи Бузек подчеркнул, что Бебенин работал, «чтобы сделать Беларусь более демократичной».
Отметим, что в Байнете при обсуждении гибели Олега Бебенина многие вспоминают исчезновение 7 июля 2000 года оператора ОРТ Дмитрия Завадского и убийство 20 октября 2004 года в собственной квартире журналистки «Салідарнасці» Вероники Черкасовой.
Сам Бебенин в одном из интервью рассказывал, что в 1997 году его похитили неизвестные, вывезли в лес и угрожали, заявляя, что на его примере «покажут, как нужно себя вести с властями». Тогда журналист почти не пострадал: забрав у него деньги и средства связи, похитители его отпустили. Милиция преступников не нашла.