3096 дней провела жительница Вены, ныне 22-летняя Наташа Кампуш в заточении у выкравшего ее маньяка. Именно так – 3096 дней – называется ее автобиографическая книга, которая сегодня поступила в продажу в немецкоязычных странах. Похищенная на пути в школу в пригороде Вены 10-летняя девочка сумела убежать по достижении 18-летнего возраста. Ее похититель, Вольфганг Приклопил покончил с собой, бросившись под поезд.
6 сентября Наташа участвовала в популярном в Германии ток-шоу у журналиста Райнхольда Бекмана. Прошло четыре года после ее возвращения к нормальной жизни. Насколько ее жизнь действительно нормализовалась? На вопрос, как ее встречают на улицах Вены, заговаривают ли, приветствуют ли, Наташа ответила:
– Они говорят часто совсем другие вещи: "Что она здесь делает!" или "Невероятно" или "Неслыханно", или что-нибудь еще похуже и поподлее.
– Чем объяснить такую неприязнь?
– Я думаю, это потому, что они не могут понять то, что со мной случилось.
Может быть, это среди прочего и подвигло ее на написание книги.
– Я хотела от всей этой истории освободиться, сбросить ее с себя, как некий балласт. Я его сбрасываю, и каждый волен делать с этой историей, что он хочет – может читать, может не читать, а может начать читать и на каком-то месте захлопнуть книгу. Я к этому уже не имею отношения. Мне не надо ничего оправдывать, – говорит Наташа Кампуш.
Пыталась ли Наташа услышать от своего мучителя, для чего он ее выкрал? Как выясняется, да:
– Он давал разные ответы. Поначалу говорил, что хочет получить за меня выкуп. Но в последнее время (уже перед моим побегом) откровенно признавался, что всегда хотел иметь кого-то, кого он мог бы подавлять и порабощать.
Цитата из книги: "Я чувствовала себя законсервированной в подземном сейфе, моя тюрьма была тесной. 2,70 в длину, 1,80 в ширину и 2,40 в высоту – 11,5 кубометров воздуха. Менее 5 квадратных метров площади, по которой я, как тигр, ходила от одной стены к другой, то вдоль – шесть маленьких шагов туда и те же шесть шагов обратно, – то поперек – четыре шага туда и столько же обратно. Двадцати шагов вдоль стен было достаточно, чтобы сделать круг".
Сравнение с запрятанным сейфом вполне оправдано. Найти его, попасть в него для постороннего было невозможно.
– Вход был через гараж, затем надо было открыть люк в полу, спуститься по лестнице в подвал, затем по другой лестнице надо был подняться в мастерскую, отодвинуть шкаф и снять со стены висевший на най сейф, закрывавший проход в мою темницу.
Темница в самом буквальном смысле – свет безработный звукотехник Вольфганг Приклопил включал извне, когда считал нужным, а когда Наташа повзрослела, часто подолгу держал ее в темноте – для подавления воли.
Цитата из книги: "Он смотрел на меня, как гордый хозяин на приобретенную им кошку или еще хуже, как ребенок на новую игрушку, с радостью и одновременно с непониманием, что с ней можно делать. Я испытала на себе две стороны личности Вольфганга Приклопила: его страсть властвовать и подавлять, и его непрестанную потребность в любви и уважении. В глубине души он хотел того же, что и все люди: любви, внимания, тепла".
Когда настал для Наташи Кампуш ею самой назначенный срок для побега – срок взрослого решения – решение это было связано с необходимостью переступить через один трудный барьер. Наташа вспоминает про этот день:
– Я владела собой. Я могла думать. И я уже могла сжиться с мыслью о том, что после моего исчезновения он покончит с собой, и что я буду непосредственной виновницей этого, или, по меньшей мере, причиной его самоубийства. Он говорил мне об этом, и я понимала, что он говорит правду. Сначала он угрожал убить меня, если я попытаюсь убежать, но когда он поверил моим словам, что мне это все равно, что я хочу свободы любой ценой, он стал говрить, что убъет себя, и повторял это неоднократно.
Все, что рассказывает Наташа, говорит о силе ее натуры и о том, что она никогда не прекращала внутренне бороться за себя, за свою свободу. Она готовилась к ней. Но встреча со свободой оказалась во многом не такой, как она ее себе представляла. Почему же она многие люди в Австрии относятся к ней, мягко говоря, без сочувствия? Вот, что думает по этому поводу психолог Адольф Гальвитц:
– В своих публичных выступлениях она оставляла впечатление хорошо контролирующей себя, мудро воспринимающей то, что с ней случилось личности. За что, конечно, ее нельзя осуждать, так как это был ее стиль и способ переживания этой истории. Но у многих это создало впечатление, что она не является жертвой, потому, что не выглядит шокированной и эмоционально дестабилизированной личностью. Это было для многих причиной мысленно отказать ей в статусе жертвы или приписать ей, как жертве, тем не менее, часть вины.
Наташа Кампуш говорит, что и своего тюремщика она с самого начала раздражала тем, что в недостаточной степени была для него "жертвой". В конце интервью Наташе Кампуш был задан вопрос, не думет ли она о том, чтобы уехать из Австрии в другую страну, где ее никто не знает, и начать жизнь как бы заново. Она ответила:
– Думаю иногда, но потом говорю себе: я хочу быть самой собой, хочу в этом качестве принимать любые воздействия извне. Я всегда буду вопреки всему – я.
Своей книгой Наташа Кампуш хочет, как она сказала, сбросить свою трагическую историю, как баласт, чтобы жить дальше. Вскоре ее история станет и художественным фильмом.