С 11 по 17 сентября в армянском городе Арзни пройдут учения НАТО. 15 стран из Совета Евроатлантического партнерства и стран Средиземноморского диалога, а также 11 других стран отправят своих штатных офицеров в Армению. В учениях примут участие более 600 человек и около 40 наблюдателей. Тот факт, что учения НАТО проводятся на территории стратегического партнера России, вызывает ряд вопросов.
В рамках предстоящих учений будут отрабатываться механизмы ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно сценарию, на территории Армении происходит авария на атомной станции, которая влечет за собой экологическую катастрофу. Силы НАТО будут инсценировать операцию по эвакуации населения из зоны бедствия за пределы Армении.
Армения начала сотрудничество с НАТО через год после обретения независимости, в 1992 году. Армянские миротворческие контингенты участвуют в операциях НАТО в Косово, Афганистане и Ираке.
Вместе с тем, Армения не ставит целью своей внешней политики членство в НАТО. Об этом заявляли и президент Серж Саргсян, и министр иностранных дел Эдвард Налбандян. В качестве гаранта безопасности Армении сегодня рассматривается другой блок - ОДКБ. Именно поэтому тот факт, что учения НАТО проводятся на территории стратегического партнера России, а также то, что Турция собирается принять в этом мероприятии самое активное участие, вызывает ряд вопросов.
Прежде всего, Армянская атомная электростанция является российским предприятием. И потому, устранением последствий и помощью пострадавшим, в случае аварии на АЭС, обязаны заниматься российские спасатели, а не вооруженные силы НАТО. Очевидно, что на территорию этого стратегического объекта могут иметь доступ лишь стратегические партнеры данного государства, в первую очередь, Россия, но никак не страны НАТО. Уж не говоря о том, что Турция вообще в контексте стратегии национальной безопасности Армении рассматривается как потенциальный носитель угрозы.
Турецкие военные в рамках натовских учений планируют апробировать сценарий по эвакуации населения с территории Армении, что непосредственно вызывает ассоциации с событиями столетней давности, когда турецкие военные уже однажды организовывали якобы переселение армянского населения. На деле это обернулось изгнанием армян за пределы Западной Армении и геноцидом 1915-го года.
Но самым интересным представляется то, что отрезок государственной границы между Арменией и Турцией, в соответствии с договором между Арменией и Россией, охраняется российскими пограничными войсками, которым в данных учениях остается роль статистов, созерцающих проходящие мимо них вооруженные силы НАТО.
Между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения. Турция держит на замке границу с Арменией с 1993-го года. Сложные взаимоотношения между соседями вызваны тем, что Анкара односторонне поддерживает азербайджанскую позицию по карабахской проблеме, а также крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи.
Гипотетическое открытие армяно-турецкой границы, пусть даже временное, вызвало ажиотаж не только по обе ее стороны, но и в Азербайджане. Положение усугубилось противоречивыми заявлениями официальной Анкары.
С одной стороны, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в канун учений выступил с заверениями, что "у азербайджанской стороны нет причин для беспокойства". По его словам, "вопрос открытия границы не стоит на повестке дня и не является предметом обсуждения".
В то же время, он заявил, что "открытие границы с Арменией на время учений НАТО не нанесет вреда, поскольку эти учения носят мирный характер и проводятся для отработки действий во время землетрясений". Ахмет Давутоглу даже отметил, что и Азербайджан будет принимать участие в данных учениях. Но это сообщение было немедленно опровергнуто пресс-службой министерства обороны Азербайджана.
И, тем не менее, согласно турецкой газете Radikal, которая ссылается на дипломатические источники, на турецко-армянской границе идут подготовительные работы для открытия пограничного пункта. При этом источники издания отмечают, что временное открытие границы обеспечит лишь проезд военной колонны с гуманитарной целью, и это не значит, что государственная граница между Турцией и Арменией официально объявляется открытой.
В свете всего вышесказанного, предстоящие натовские учения представляются более связанными с армяно-турецким процессом и попыткой его урегулирования, нежели с вопросом углубления отношений между Арменией и Североатлантическим альянсом. Возникает впечатление, что формат учений изначально предполагал создание удобного для турецкой стороны предлога открыть границу, что позволило бы в дальнейшем активизировать процесс примирения между соседями.
Другое дело, воспользуется ли этой возможностью турецкая сторона?