Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и ислам - без истерик

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПразднование мусульманского праздника Ураза-Байрам в Чечне
Празднование мусульманского праздника Ураза-Байрам в Чечне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Западе вокруг ислама разгораются жаркие споры, но у России отношения с мусульманским сообществом становятся все более зрелыми. Дмитрий Медведев поздравил 20 миллионов российских мусульман с праздником Ураза-байрам. К сожалению, западные лидеры вряд ли могут позволить себе настолько «политически некорректное» заявление, учитывая нынешнюю напряженность в отношениях между представителями различных религий.

На Западе вокруг ислама в целом и мусульман в частности разгораются жаркие споры, но у России отношения с мусульманским сообществом становятся все более зрелыми.

В четверг президент России Дмитрий Медведев поздравил 20 миллионов российских мусульман с праздником Ураза-байрам, знаменующим конец священного месяца Рамадан. К сожалению, западные лидеры вряд ли могут позволить себе настолько «политически некорректное» заявление, учитывая нынешнюю напряженность в отношениях между представителями различных религий.

Сегодня правительства многих западных стран оказываются перед лицом непростой дилеммы. С одной стороны, им хочется сохранить репутацию стран, проявляющих религиозную и социальную терпимость. Это подразумевает открытость иммиграционных служб по отношению к людям, исповедующих другие религии, в том числе миллионам мусульман.

С другой стороны, подобная открытость приводит к быстрым изменениям демографического ландшафта. На улицах западных городов все чаще можно увидеть хиджабы и мечети или услышать голос муэдзина. Это вызывает негативную реакцию со стороны местного населения по всему миру, от Копенгагена до Флориды. Поэтому политикам приходится быть очень осторожными с этой опасной темой. Например, президент США Барак Обама недавно оказался в неприятной ситуации, заступившись за мусульманскую общину, которая хотела построить культурный центр в Нью-Йорке неподалеку от того места, где когда-то располагались башни-близнецы Центра международной торговли.

В истории России за долгие столетия было, конечно, немало религиозной розни. Однако большинство конфликтов с мусульманской общиной относятся к советскому периоду, когда бескомпромиссная коммунистическая идеология строго запрещала исповедовать какую бы то ни было религию. Что же касается сегодняшних проблем на Северном Кавказе, они вызваны не столько религиозными разногласиями, сколько внутренними конфликтами.

Если сравнить подходы России и Запада к решению мусульманской «проблемы», можно отметить, что Запад намеренно усугубляет конфликт, так сказать, ворошит осиное гнездо, в то время как Россия продолжает демонстрировать религиозную терпимость и в отличие от других стран избегает ненужных провокаций, ведущих только к еще большему обострению ситуации.

НЕ НАДО ВОРОШИТЬ ОСИНОЕ ГНЕЗДО

Недавно по идее религиозной терпимости был нанесен очередной удар, и нанес его Терри Джоунз, пастор церкви Dove World Outreach Center в г. Гейнсвилл (США), который призвал в годовщину терактов 11 сентября 2001 г. устроить международную акцию по сожжению Корана.

На пастора обрушилась лавина критики и даже Ватикан осудил его идею, однако Терри Джоунз остался непреклонен. Он твердо намерен осуществить задуманное. Благодаря голодным до сенсаций СМИ этот воинствующий фундаменталист от христианства получил столь нужное ему внимание мировой общественности.

Каким образом маленькая церковь, в которой меньше пятидесяти прихожан, смогла привлечь к себе внимание всего мира — это уже, конечно, другой вопрос, но мимоходом отметим, что эта история демонстрирует, какое влияние в наши дни имеют СМИ и Интернет и как непредсказуемо может сработать эта сила.

Раньше человек с настолько явными признаками душевного нездоровья мог бы претендовать самое большее на упоминание на последних страницах местной газеты — либо в криминальной хронике, либо в разделе карикатур. Но сегодня, попав в Интернет, затея Терри Джоунза разрослась до размеров настоящего информационного цунами, которое, как заявил на этой неделе командующий американскими войсками в Афганистане Дэвид Петрэус, подвергает американских солдат дополнительной опасности.

Тем временем власти США никак не могут решить, что делать с мусульманским культурным центром, который планируется построить неподалеку от того места, где раньше стояли башни Центра международной торговли. С одной стороны в этом споре выступают те, кто придерживается традиционных для США ценностей религиозной и социальной терпимости; с другой — те, кто считает, что строительство культурного центра так близко к месту трагедии оскверняет память трех тысяч американцев, погибших во время теракта.

Может быть, именно памятуя об этих жарких спорах российский премьер Владимир Путин решил в своем поздравлении российским мусульманам в связи с окончанием месяца Рамадан отметить, что в России мусульманские народы могут свободно строить свои религиозные центры.

«В стране продолжается строительство исламских учебных заведений, совершенствуется их взаимодействие со светскими образовательными учреждениями», — говорится в письме Путина, адресованном главам исламских общин России.

Впрочем, мусульмане создают в России не только мечети и культурные центры. Популярность набирают исламские банки — особенно теперь, когда западные банкиры привели мировую финансовую систему к коллапсу.

«Исламские банки вполне могут прижиться в России, поскольку здесь, пусть медленно, но развивается исламский бизнес, — заявил глава Фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов в недавнем интервью газете Moscow News. — Недавно в Казани открылся центр производства халяльных продуктов. Появляется все больше инвестиционных фондов, работающих по законам шариата, и поэтому появляется все больше зарубежных инвесторов-мусульман, которые готовы вкладывать деньги в России».

«ТОЛЕРАНТНАЯ» ЕВРОПА ПОКАЗАЛА ЗУБЫ

Но не только Соединенные Штаты проявляют близорукость в отношениях с мусульманскими общинами. По всей Европе государственные органы и неправительственные организации тоже приняли целый ряд мер в отношении мусульман, которые многим кажутся несправедливыми.

В ноябре 2009 года в одной из европейских стран прошел референдум, на котором 57,5% населения высказались за запрет на строительство новых минаретов. Попробуйте догадаться, где это было. Это произошло в Швейцарии — стране, которая всегда славилась дружелюбной атмосферой и религиозной терпимостью.

Во Франции законодатели запретили носить в учебных заведениях паранджу (а также другие религиозные символы — иудейскую кипу и христианский крест).

Но официальными запретами дело не ограничивается. Частные организации тоже порой заявляют, что хотели бы помочь в решении этого конфликта, но на практике их действия только увеличивают пропасть, отделяющую мусульманскую общину от остального общества.

Так, в сентябре 2005 года датская газета Jyllands-Posten решила сказать свое слово в споре об исламе и самоцензуре и напечатала серию из 12 карикатур на пророка Мухаммеда, изображающих его не в самом лестном виде. Публикация спровоцировала в мусульманском мире акции протеста и беспорядки, в ходе которых погибло, по некоторым оценкам, свыше ста человек. 

В среду канцлер Германии Ангела Меркель вручила награду автору карикатур —75-летнему датскому художнику Курту Вестергаарту. Меркель похвалила художника за мужество в отстаивании свободы творчества и свободы печати. «Вопрос не в том, что мы думаем по поводу этих карикатур — со вкусом они выполнены или нет, — сказала Меркель. — Вопрос в том, разрешается ли создавать такие рисунки. Да, разрешается».

Меркель подчеркнула, что публикация этих карикатур стала доказательством того факта, что свобода печати является неотъемлемой частью европейского устройства. «Европа —это такое место, где художнику разрешается создавать подобные рисунки», — заявила она на торжественной церемонии в Потсдаме.

Ислам строго запрещает любое изображение пророка Мухаммеда.

Не получится ли так, что все эти инициативы со стороны многочисленных критиков ислама только помешают установить мир между религиями? Вряд ли мусульмане откажутся от своих религиозных традиций, передававшихся из поколения в поколение, только потому, что этого требуют от них политические лидеры. Разве согласились бы христиане внести поправки в свои писания только ради того, чтобы соответствовать стандартам мусульманских стран? Разве согласились бы иудеи переписать Талмуд, чтобы угодить мусульманской общественности?

Как же обстоит дело в России — стране с самым большим мусульманским населением за пределами исламского мира? Пока что этой огромной стране, где живет 150 миллионов человек и куда каждый день прибывают тысячи новых жителей из среднеазиатских республик, неплохо удается ассимилировать мусульманскую общину в общую пеструю канву российского общества.

Время от времени на Северном Кавказе и даже в столице России бывают вспышки насилия, но в целом русские и мусульмане живут в мире и согласии.

Однако некоторые проблемы с религиозной терпимостью в России все же существуют. Несмотря на все позитивные сдвиги, в российском обществе есть определенные слои, не желающие, чтобы русские и мусульмане жили дружно. Одна из таких групп — скинхеды, которые все чаще выбирают мусульман жертвами своих нападений.

Но в целом уровень религиозной терпимости в России достаточно высок — особенно на фоне религиозных конфликтов в других странах, которые все больше и больше раскалывают мир на враждующие лагеря.