В понедельник Виктор Янукович отправится с визитом в Брюссель. Можно легко предположить, что в официальных сообщениях цель сего вояжа будет формулироваться как «демонстрация неизменности курса Украины на европейскую интеграцию», «поддержание необходимой динамики в отношениях Украины и ЕС», «придание им нового импульса», «подготовка к грядущему саммиту Украина-ЕС». Или нечто подобное в том же духе, что давно уже, в лучшем случае, пропускается нашими изнуренными борьбой за выживание согражданами мимо ушей, в худшем — заставляет их раздраженно переключать телевизор на другой канал, где говорят о более животрепещущих вещах, например, о безудержном росте цен на все.
Но что же, на самом деле, побудило президента Еврокомиссии Баррозу пригласить украинского лидера в Брюссель, а Виктора Януковича охотно принять приглашение?
Ну, с последним все более-менее понятно. После беспрецедентного количества встреч с российским руководством Януковичу даже просто ради соблюдения приличия перед европейскими партнерами необходимо продемонстрировать «баланс внешнеполитических интересов» и вспомнить о Брюсселе, где первый и последний раз в президентском качестве он побывал шесть с половиной месяцев назад. Да и отечественных сторонников евроинтеграции пора успокоить и для пущей убедительности повторить мантры о «главном приоритете» из самой еэсовской столицы. И, кроме всего прочего, судя по количеству и географии уже состоявшихся и запланированных зарубежных визитов президента, Виктор Янукович не меньше своего предшественника любит попутешествовать по миру и попозировать перед камерами в обществе сильных мира сего.
У руководства же ЕС свои резоны встретиться с президентом Украины. Предстоящие местные выборы, планирующаяся отмена политреформы, растущее количество сигналов о нарушениях свободы слова, прав и свобод граждан, о применении силы к журналистам не могут не тревожить наших европейских партнеров. Да и собственно процесс нашей евроинтеграции не такой уж «динамичный», как бодро пытаются рапортовать с Банковой и Михайловской.
В распоряжении «ЗН» оказался текст письма, которое месяц назад, 12 августа, было передано на имя главы украинского внешнеполитического ведомства Константина Грищенко. Авторы коллективного послания Радослав Сикорский, Карел Шварценберг и Карл Бильдт — министры иностранных дел Польши, Чехии и Швеции, государств не просто симпатизирующих Украине, но и, в случае Польши и Швеции, давно отстаивающих право нашей страны на европейскую перспективу. Поскольку далеко не каждый день три министра пишут совместные письма одному коллеге (а сие неординарное событие не стало достоянием гласности и заслужившим широкой огласки поводом для гордости украинских евроинтеграторов), стало быть, содержание письма пришлось в Киеве не по вкусу. И в самом деле, в документе нет ни восхищения решительными и радикальными реформами, проводимыми новой украинской властью, ни восторгов по поводу бурно и свободно развивающегося гражданского общества. Дипломатично, дружелюбно и неоднократно подчеркнув готовность своих государств поддержать Украину и помочь ей в реализации ее европейских устремлений, три министра иностранных дел фокусируют внимание на двух темах — переговорах по подготовке соглашения об углубленной и всеохватывающей свободной торговле (DCFTA) между Украиной и ЕС, а также приверженности нашей страны «фундаментальным ценностям всех европейцев» — демократии и уважению прав человека.
Что касается соглашения о свободной торговле, то европейские министры обращают внимание на следующие аспекты документа. Во-первых, по их мнению, DCFTA не должно рассматриваться как отдельное соглашение, поскольку оно является неотъемлемой частью соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Во-вторых, тупик в переговорах по DCFTA, подчеркивают дипломаты, «исключает возможность представления новых предложений для сотрудничества восточным партнерам ЕС. Это также удерживает некоторые западные страны от положительного контакта с Востоком и наносит ущерб нашей позиции в беседах с партнерами по ЕС относительно сотрудничества Евросоюза с Украиной». В-третьих, уверены авторы письма, к DCFTA следует относиться как к пакету необходимого законодательства и реформ, который Украина должна принять, а не вести по этому поводу переговоры. Наконец, Украине стоит принять долгосрочную перспективу, поскольку DCFTA будет способствовать росту инвестиций, как внутренних, так и иностранных. Соглашение также интегрирует Украину в общий рынок ЕС и станет следующим шагом после вступления в ВТО к ее интеграции в мировую экономику. Наряду с расширением торговых и деловых отношений между ЕС и Украиной и предоставлением украинским производителям 500 миллионов европейских потребителей, DCFTA также укрепит положение Украины в отношении третьих стран, прогнозируют европейские министры.
Обращаясь же к теме европейских ценностей, Радослав Сикорский, Карел Шварценберг и Карл Бильдт подчеркивают, что уже длительное время украинская демократия была примером для подражания для других бывших советских республик, и это уравновесило некоторые недостатки в других сферах, например, политическую нестабильность. Министры надеются, что грядущие местные выборы подтвердят в дальнейшем демократическое развитие Украины. Обнадеживающим, по их мнению, является то, что выборы состоятся в этом году вместо того, чтобы быть отложенными на более позднее время. Однако, пишут дипломаты, сохраняется обеспокоенность, что некоторые из норм нового избирательного закона могут негативно повлиять на демократические «верительные грамоты» Украины. Они также рекомендуют Киеву пересмотреть этот закон, консультируясь с Венецианской комиссией и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Кроме того, свободные выборы, свобода медиа и развитие институтов гражданского общества, подчеркивают министры трех государств ЕС, являются неотъемлемыми частями современного европейского демократического порядка. «Мы ценим стремление украинских властей обеспечить свободу высказываний и поддержку, оказываемую гражданским организациям. Однако некоторые факторы создают повод для беспокойства, как, например, потеря частот вещания телеканалами до окончательного судебного решения. ЕС особенно чувствителен и внимателен к свободе медиа. Взаимодействие между правительством и представителями общественного мнения требует постоянного мониторинга и улучшения», — пишут министры и выражают готовность в случае интереса с украинской стороны поделиться многолетним опытом своих стран в решении вопросов, касающихся всех упомянутых в их письме сфер.
Что дословно отписал своим коллегам Константин Грищенко, нам достоверно не известно. Но, насколько мы знаем, с ответом на Михайловской не спешили, и лишь где-то в конце августа удостоили трех европейских министров посланием, смысл которого был примерно следующим. Мол, спасибо за внимание, не стоит беспокоиться, у нас все хорошо и с демократией, и с законом о местных выборах, и со свободой прессы (а частот лишили тех, кто их незаконно получил, и сделано все было честь по чести — в рамках открытого судебного разбирательства). А что касается соглашения о свободной торговле, то, уважаемые господа министры, формулировки ваши для нас абсолютно неприемлемы, поскольку мы отстаиваем национальные интересы Украины, европейскую перспективу которой как никто не обещал, так и не обещает. И поскольку наша страна не является официальным кандидатом на членство в Евросоюзе, то мы вовсе не должны безоговорочно выполнять все выдвигаемые ЕС условия.
Конечно, на Михайловской могут пытаться представить «письмо трех» как «досадное недоразумение» или «малозначащий эпизод» в насыщенной внешнеполитической жизни Украины. Но проблемы от этого никуда не денутся, и одна из них заключается в том, что украинская и еэсовская стороны зашли в тупик на переговорах по подготовке документа об углубленной и всеохватывающей зоне свободной торговли (ЗСТ). Поэтому, как предполагают наши информированные собеседники, во время брюссельских встреч Виктора Януковича одной из главных тем будет поиск компромисса: эксперты с обеих сторон сделали все возможное, и для продолжения работы им необходим «импульс и политическая воля руководства». Устоит ли под натиском брюссельских корифеев украинский президент — большой вопрос.
Мы все хорошо помним, что после своего первого визита в еэсовскую столицу 1 марта В.Янукович выражал надежду на то, что уже через год Украина заключит с Евросоюзом соглашение об ассоциации и добьется безвизового режима для своих граждан. А уже в апреле премьер Азаров заявлял о намерениях его правительства подписать соглашение и установить с ЕС зону свободной торговли до конца текущего года. После своего визита в Украину еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле, выступая 28 апреля в Европарламенте, подтвердил: «Украинской стороной было выражено сильное желание подписать соглашение уже в 2010 году». В мае на заседании комитета по евроинтеграции В.Янукович поручил Министерству иностранных дел и правительству завершить к ноябрьскому саммиту Украина—ЕС работу по гармонизации украинского законодательства с европейским и подготовку к подписанию соглашений об ассоциации (неотъемлемой частью которой является создание зоны свободной торговли) и введении безвизового режима со странами ЕС, назвав эти документы «знаковыми» для Украины. Но после того как в начале июня МИД бодро отрапортовал о том, что «Киев доволен прогрессом, достигнутым в ходе переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с ЕС», а в начале июля после очередного раунда удовлетворение выразил и глава нашей делегации — замминистра экономики Валерий Пятницкий, в комментариях наших основных евроинтеграторов все чаще стали появляться слова об «учете национальных интересов» и «приоритете качества достигнутых договоренностей». Наконец, 31 июля пресс-служба главы государства сообщила, что «В.Янукович поручил премьер-министру Н.Азарову, министру экономики В.Цушко и министру иностранных дел К.Грищенко подготовить и передать на рассмотрение президенту Украины согласованную, консолидированную позицию украинской стороны, направленную на разблокирование (выделено — Авт.) переговорного процесса с ЕС о создании зоны свободной торговли». Такая вот хронология «прогресса».
Нет, мы ни в коем случае не намерены сгущать краски, представлять все в мрачных тонах и умалять успехи, достигнутые новой властной командой. Мы и раньше неоднократно писали о том, что именно при премьере Януковиче был в свое время подготовлен План действий Украина—ЕС, принято большинство необходимых для вступления в ВТО законов. За время президентства В.Януковича тоже произошло немало подвижек. Подписан документ с Россией о демаркации границы, белорусский парламент, наконец, ратифицировал договор об украинско-белорусской госгранице. Принят Верховной Радой и подписан президентом долгожданный Закон «О принципах функционирования рынка природного газа», что, кроме всего прочего, вскоре позволит Украине наконец стать полноправным членом Европейского энергетического сообщества. Это станет реальным и значительным шагом на пути евроинтеграции. Также летом принята и новая редакция закона о госзакупках, что позволило продвинуться по ряду вопросов на переговорах по ЗСТ. На ноябрьском саммите в Брюсселе, как ожидается, будет утвержден План действий по безвизовому режиму.
Но вопрос заключается в том, что для президента Януковича более важно: как можно скорее торжественно отрапортовать о подписании с ЕС «знакового» для Украины соглашения или же до конца отстаивать национальные интересы страны, даже ценой ухудшения отношений с Евросоюзом? Розданные в начале президентства обещания быстрого прогресса на пути в Европу и неоднократные угрозы о персональной ответственности в адрес всех причастных к евроинтеграции чиновников дают основания для опасений, что Виктор Янукович захочет достойно выглядеть и в глазах избирателей, и в глазах европейских партнеров, пойдя на ускоренное подписание документа об ассоциации и зоне свободной торговли. А чиновники в страхе перед «персональной ответственностью» побоятся донести до президента аргументы, доказывающие, почему принятие нынешних условий Евросоюза, выдвигаемых на переговорах по ЗСТ, будут иметь катастрофические последствия для страны.
Но Виктору Януковичу необходимо уяснить главное: даже самые громкие фанфары, которые будут сопровождать подписание соглашения об ассоциации с ЕС (даже если это случится прямо завтра), не произведут желаемого властью впечатления на украинских граждан, воспринимающих нынче евроинтеграцию примерно с таким же душевным трепетом, как строительство коммунизма. А вот если в результате бездумных и конъюнктурных уступок с украинской стороны следствием создания зоны свободной торговли с ЕС станет закрытие множества украинских предприятий, сокращение десятков тысяч рабочих мест, рост цен на товары широкого потребления и продукты питания — это в самом деле весьма впечатлит украинских избирателей.
Да, мы стремимся к членству в ЕС. Да, Евросоюз — наш стратегический партнер. Но он еще, по меткому выражению кого-то из наших переговорщиков, и «машина по открыванию рынков» — чужих, а не своих. ЕС призывает Украину «открыться», но, несмотря на обещанные «четыре свободы», совершенно не собирается допускать нашу страну на рынок услуг, требует, например, отмены экспортной пошлины на семена подсолнечника, но сохраняет свои высокие ввозные пошлины на продукты питания, предлагает унизительно низкие квоты на продукцию украинского растениеводства, не пускает на свой рынок нашу мясо-молочку и хочет завалить нас своим секонд-хендом, требуя его беспошлинного ввоза (при том, что Н.Азаров уже заявил о грядущем запрете на этот вид импорта). И.т.д. и т.п.
Мы в самом деле не можем принять, да еще «без обсуждения», как настаивают в письме три еэсовских министра, все условия ЕС еще и потому, что наша страна не является официальным кандидатом на членство в Евросоюзе (о том, что готовящееся соглашение об ассоциации — не предмет для обсуждения перспективы членства Украины, Брюссель в очередной раз напомнил Киеву буквально на этой неделе). Сей факт тоже должен быть веским аргументом для украинского президента.
И еще одну вещь должен в полной мере осознать Виктор Янукович. Даже если подконтрольный ему парламент за один день примет все необходимое для сближения с ЕС законодательство, даже если на переговорах по зоне свободной торговли будут сданы все украинские позиции, а все условия ЕС безоговорочно приняты, и Украина даже не откроет, а распахнет настежь отечественные рынки, даже в этом случае перспектива членства в Евросоюзе для нее будет закрыта. До тех пор, пока в нашей стране безнаказанно исчезают журналисты, разгоняются митинги оппозиции, а СБУ демонстрирует свои мускулы сотрудникам зарубежных политических фондов, отечественных NGO и директорам музеев, пока телеканалы лишаются лицензий, а талантливые журналисты вынуждены уходить из политической журналистики по причине невозможности говорить правду. Такую страну не позовут в ЕС. Потому что понятия «демократия», «свобода слова», «права человека» и «общеевропейские ценности» для Евросоюза все еще не «пурга».