После сравнительно бескровного «блиц-крига» в столице, где, не исключено, все идет к ликвидации райсоветов, регионалам осталось только упразднить автономию Крыма для завершения построения вертикали власти.
Об этой стратегии, правда, пока лишь косвенно, свидетельствует многое. Аналитики не смогли не заметить определенные перемены в линии поведения президента, которая в некоторых подходах отличается от деклараций Виктора Федоровича как кандидата на высший пост в государстве. В прошлое канули призывы к украинским властям признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Более того, во время недавнего визита в Китай был подписан совместный документ, в котором четко высказана позиция Украины по Тайваню. «Украинская сторона подтвердила, что поддерживает и в дальнейшем будет поддерживать политику одного Китая, выступает против независимости Тайваня в какой-либо форме, против вступления Тайваня в международные организации, членами которых могут быть только суверенные государства, а также не будет осуществлять никаких официальных контактов с Тайванем», — говорится в документе. Оттолкнувшись от имиджа последовательного политика, который обрел «второе дыхание» после недавних президентских выборов в Украине, можно предположить: Виктор Федорович готов к практической реализации одного из ключевых принципов украинской Конституции — тезиса об унитарности страны (статья 2). Свидетельство тому — развешанные по всей стране билборды Партии регионов «Строим новую страну».
Реализация этой идеи решает много проблем. Во-первых, ликвидирует вполне реальную угрозу крымского сепаратизма: эта карта регулярно разыгрывается на протяжении всей истории независимой Украины. Во-вторых, смягчит недовольство правых, считающих, что так называемые харьковские соглашения — свидетельство сдачи Януковичем национальных интересов, что, безусловно, повысит шансы власти одержать победу в будущей президентской кампании.
Однако для осуществления такого крутого маневра вряд ли достаточно лишь правильно расставить кадры. В любом случае не обойтись без союзников — ведь было бы несерьезно предположить, что местное чиновничество запросто готово проститься с «вольницей» в вопросах раздачи крымских земель и разрешений на строительство.
Поиску союзников была, не исключено, посвящена львиная доля затянувшегося крымского отпуска президента. Виктор Янукович не только приехал в Крым на отдых (что само по себе добавило регионалам баллов), но и вместе с членами Кабмина провел совещание, посвященное развитию полуострова. Он даже встретился с представителями крымских татар, что наверняка оценили как минимум 12 проц. жителей полуострова крымско-татарской национальности. Итогом всех этих встреч должна стать новая программа развития автономии. Перерастет ли она в какие-то конкретные действия, пока не известно, но агитационный эффект от красивого документа с обещаниями очевиден. И то, как зашевелились некоторые видные представители украинского политикума, может свидетельствовать о том, что «региональный сценарий» многих из них тревожит. Причем до такой степени, что член парламентской коалиции Леонид Грач заговорил о «донецком катке, который проходится по автономии Крыма». Войдя в раж, главный крымский коммунист выражений не выбирал. И, как процитировал его высказывания «Главред», Леонид Иванович обвинил главу крымского правительства Василия Джарты в том, что тот «своими методами, из других обычаев взятыми, идет по трупам», нарушая права всех — и коммунистов, и татар, и русских. Печали Грача понятны, однако хотелось бы указать на некоторые логические противоречия. Во-первых, коммунист — это не национальность, а во-вторых, в украинских паспортах графы «национальность» нет.
Крымская автономия — если уж дошло дело до нарушения прав — предполагала устранение исторической несправедливости, связанной с политикой «отца народов» в отношении крымских татар. Но из-за активности «старшего брата» в лице московского градоначальника и других одиозных российских политиков возобладал лозунг: «Севастополь — город русской славы». И то, что меджлис крымских татар до сих пор находится вне правового поля обеих Конституций, — проявление междоусобных войн крымских политиков, положить конец которым может «встраивание» полуострова в унитарную модель.
Первым доказательством того, что процесс движется именно в этом направлении, можно считать решение крымского парламента от 4 августа о том, что выборы депутатов в Верховный совет Крыма состоятся одновременно с выборами по всей стране, хотя Конституционный суд позволял крымчанам выбирать другую дату. Более чем очевидно — это решение является следствием проводимой президентом кадровой политики на полуострове.
Сюда же следует приплюсовать и «удачную» комплектацию сформированного крымским парламентом состава местного Центризбиркома. Результат — под предлогом неправильного заполнения документов в него оказались недопущенными представители крупнейшей пророссийской партии — «Русского блока». Справедливости ради следует указать, что и монолитность крымских татар дала трещину. Смогут ли при таком положении регионалы заполнить вакуум власти — вопрос непростой. Но, думается, дерзкая задача — получить 70 проц. мандатов в крымском парламенте — вполне достижима. Это, в свою очередь, откроет путь для проведения админреформы.
Отличительной особенностью предвыборной кампании 2010 года в Крыму можно назвать однопартийность. Партия регионов делает все, чтобы любой мало-мальски известный человек оказался в ее рядах, а не в списках конкурентов. Голоса избирателей пойдут вслед за перебежчиками, не без оснований надеются регионалы. Последние «приобретения» партии власти — депутат и член президиума Верховного Совета АР Крым Владимир Клычников, променявший партийный билет «Союза» на корочку Партии регионов в надежде стать мэром Симферополя, а также возвращение в ПР известного на полуострове Василия Киселева, ранее исключенного за заигрывание с БЮТ. Вот-вот определится со своей партийностью и постпред президента в АР Крым Сергей Куницын.
Все это отдаленно напоминает ставшую же афористичной кампанию индивидуальной комплектации коалиции в Верховной раде. Вполне очевидна и, главное, почти осязаема цель, которую ставит перед собой первая скрипка коалиции «Стабильность и реформы» — Партия регионов: обеспечить конституционное большинство в парламенте. Наличие 300 «штыков» в законодательном органе даст возможность не только сделать русский язык вторым государственным, о чем без устали говорят украинские правые, но и позволит внести другие изменения в Основной Закон страны. Это вполне может быть и решение о понижении статуса АРК.
Однако алгоритм воцарения унитарности на Украине невозможно реализовать без получения контроля над законодательной властью Крыма — для демократичного процесса «инициативы снизу». Только в этом случае можно рассчитывать, что окончательная зачистка остатков крымских полномочий может пройти без сучка без задоринки. Это в теории. Осталось только подождать дня волеизъявления.