Всего несколько лет назад Великобритания была главным противником Кремля на международной арене. Из уст бывшего президента Владимира Путина то и дело сыпались колкие нападки и острые упреки. Приближенные Путина привыкли обвинять Великобританию во вмешательстве в российские внутренние дела. Британский Совет (British Council) и другие подобные организации столкнулись в России с непреодолимыми препятствиями.
Но мы не должны забывать, что, когда Путин только пришел к власти, Тони Блэр считал его лучшим другом в мире. Блэр, тогдашний премьер-министр, видел в Великобритании источник возрождения России в рамках новой системы международных отношений.
Так почему же в середине 2000-ых российско-британские отношения резко испортились и зашли в тупик? Прежде всего, Великобритания не оправдала надежды авторитарного правительства, в то время зарождавшегося в России. Дело в том, что Великобритания не стала закрывать глаза на свертывание демократии и посягательства на права человека в нашей стране. К тому же, неоднократно демонстрировала свою независимость и британская система правосудия. Суды отказали в высылке на родину десятков россиян, которые, возвратившись домой, могли стать жертвами заведомо предвзятых судебных преследований и попасть в российские тюрьмы, в которых непросто выжить. Среди тех, кому Великобритания предоставила убежище, были и сотрудники моей нефтяной компании «Юкос».
Теперь ситуация меняется. Сейчас снова появились благоприятные условия для того, чтобы Великобритания и Россия могли стать главными партнерами в Европе, а Дэвид Кэмерон мог перевернуть страницу «маленькой холодной войны» в отношениях между нашими двумя странами.
Это связано с тем фактом, что Великобритания до сих пор остается магнитом, притягивающим тысячи активных россиян. Сегодня в Великобритании работает множество российских бизнесменов и специалистов, которые считают эту страну своим вторым домом и отправляют своих детей в британские школы. В эту страну их влекут деловые и личные интересы. Эта общественная прослойка, которая оказывает определенное влияние на российскую политику и позиции наших правящих кругов, остро заинтересована в восстановлении двусторонних дружественных связей.
Для нас, россиян, Великобритания может представлять интерес, как страна, продемонстрировавшая свою способность избавиться от исторических комплексов и фантомных болей. В какой-то момент она сбросила с себя имперское бремя, с которым жила долгое время. Затем, шаг за шагом, ей удалось построить полноценное, эффективное, демократическое и свободное государство.
Особые отношения между русскими и британцами глубоко укоренились в истории: британские промышленники и коммерсанты сыграли значительную роль в становлении российского капитализма и в технологическом переоснащении России, которое длилось с XVIII до начала XX века. (Один из куплетов самой знаменитой русской народной песни «Дубинушка» начинается со слов: «Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину»).
К XXI-ому веку Великобритания превратилась в одного из основных наших зарубежных инвесторов, в то время как Россия стала, в суммарном объеме, 12-ым по величине экспортным рынком Великобритании. Эти связи могли бы упрочиться в ближайшие годы, поскольку британская экономика постепенно выходит из спада и энергетические потребности страны снова увеличиваются. Добыча нефти в Северном море начинает снижаться, а значит, потребность в импортных энергоресурсах будет только возрастать. Нет никаких сомнений в том, что будущее наших двух стран было и всегда будет тесно переплетено.
Итак, сегодня Великобритания и Россия в очередной раз стоят на пороге возможного стратегического партнерства. Единственный вопрос заключается в том, какими могут и должны быть условия такого сотрудничества?
Великобритания должна постоянно помнить о том, что Россия остается авторитарным государством с чрезвычайно высоким уровнем коррупции. Экспорт этой коррупции в Европу уже приобретает видимые очертания и представляет для Великобритании немалую опасность. Причины страха и неуверенности британских и других иностранных компаний, ведущих дела в России, лежат в отказе российского государства уважать власть закона.
В отличие от Великобритании, в России, по сути, отсутствует независимая судебная система и не действует принцип равенства перед законом. Самым красноречивым доказательством является моя собственная судьба и сфабрикованное дело [о мошенничестве и уклонении от уплаты налогов] против «Юкоса», которое возымело пагубные финансовые и человеческие последствия как для российских граждан, так и для инвесторов из Великобритании и других стран.
Коалиционное правительство может выдвигать свои принципиальные условия. Оно может приложить усилия к тому, чтобы были воплощены в жизнь заявления российских лидеров о демократических ценностях, правах человека, независимости судов и борьбе с коррупцией. Современная политическая и правовая система должна присутствовать в России не только на словах, но и на деле. Понятно, что важнее всего это для нас, для граждан России. Но эти наши нужды не могут оставить равнодушными тех, кому небезразлично будущее России.
По сравнению с другими европейскими странами, зависимость Британии от российских энергоносителей, не так высока, особенно, если принять во внимание запущенный недавно процесс диверсификации поставок нефти и газа в Западную Европу. Важнейшей задачей, заявленной президентом Дмитрием Медведевым, является модернизация России, а также «перезагрузка» ее отношений с Западом. Без участия Британии и активной помощи с ее стороны добиться заявленный целей будет очень непросто.
Мне, как российскому политическому заключенному, очень хотелось бы, чтобы Великобритания прочувствовала судьбу 150 миллионов человек, этих способных и талантливых людей, которые пытаются найти выход из тьмы тоталитаризма к свету свободы. Мне хочется верить и надеяться, что в процессе восстановления полномасштабных партнерских отношений с Россией Дэвид Кэмерон и британский народ ни на секунду не сдвинутся с позиций демократии.
Я надеюсь, что премьер-министр поддержит всех тех, кто пострадал от коррупции и произвола, и предложит россиянам не только взаимовыгодное экономическое сотрудничество, но и взаимодействие в области политики, гражданских свобод и прав человека, которое будет основано на ясных и прозрачных стандартах.
Только при выполнении этих условий новое партнерство между Россией и Великобританией может стать по-настоящему стратегическим и долгосрочным.