Еще одна попытка российской столицы присоединиться к европейскому Дню без машин опять окончилась явной неудачей. И хотя заместители мэра в сопровождении журналистов отправились на работу пешком и на метро, а парковка перед городской администрацией была практически пустотой, пробок на улицах не убавилось. Уже утром в час пик волна машин забила все вылетные магистрали и окружные дороги. «Все стоят», - так охарактеризовали ситуацию в центре управления дорожным движением.
День без машин Москва впервые попробовала провести три года назад, но о проходившей акции многие москвичи узнали только из вечерних новостей по телевизору. Попытка мэрии убедить автомобилистов хотя бы на один день оставить своих «железных коней» на стоянках и отправиться в центр города на общественном транспорте никак не сократила количество пробок на дорогах, и День без машин, по мнению ГИБДД, ничем не отличался от других рабочих дней. Или о мероприятии никто не знал, или, наоборот, все надеялись насладиться свободными дорогами.
И хотя прошлогодней попытке предшествовала рекламная кампания, но метро, автобусами, троллейбусами и велосипедами опять воспользовались главным образом городские чиновники, а остальные автолюбители остались за баранками своих авто. Ситуация и сегодня кардинально не изменилась, хотя стоимость билетов на общественный транспорт была снижена вдвое.
По подсчетам, по десятимиллионной Москве ездит до 4 миллионов автомобилей. Последняя идея мэра Юрия Лужкова эвакуировать оставленные на тротуарах и в других неположенных местах машины вызвала бурю протестов. И хотя стоянки в столице (за исключением аэропортов и торговых центров) бесплатны, мест для парковки катастрофически не хватает.
Первыми о Дне без машин заговорили экологи, которые считают что 80% загрязнения воздуха в столице вызвано выбросами автотранспорта, безнадежно увязшего в дорожной давке. Появилось и исследование, предрекающее дорожный коллапс в российской столице уже в 2011 году, если все будет идти так же, как шло до сих пор. Но скептики полагают, что идея ездить на собственном автомобиле гораздо больше соответствует русскому менталитету, чем идея пересесть, например, на велосипеды.
Проект закона, который должен сделать велосипед признанным транспортным средством с собственными выделенными полосами на улицах, сегодня начал обсуждать думский комитет по транспорту. Однако на велосипеде в думу приехал только сам председатель комитета.