Эстония готовится стать первой постсоветской страной с евровалютой. Политики страны провозглашают этот момент историческим. Но поскольку евро сейчас испытывает проблемы, многие эстонцы опасаются, что вступление в клуб приведет к финансовой нестабильности.
День на рынке.
Юлия боится, что с прибытием единой валюты покупать продукты на рынке станет гораздо дороже.
ЮЛИЯ МАСПАНОВА, жительница Таллина: Как обычная домохозяйка, я против введения евро, потому что это грозит ростом цен на обычные продукты: сахар, картошку, морковь и прочее.
1-го января Эстония станет 17-й страной еврозоны.
Государство несколько лет проводило экономические реформы и сокращало государственные расходы.
Однако готова ли Эстония к евро?
ИВАР РАЙГ, эстонский экономист: Нам необходимо поддерживать низкий уровень инфляции, однако это означает также, что зарплаты должны быть низкими, и мы не можем иметь высокий рост, который нам необходим. Поэтому, по моему мнению, момент для введения евро выбран неправильный.
На выставке по случаю начала обратного отсчета до момента прихода валюты политики и экономисты пытаются убедить эстонскую общественность в преимуществах нововведения.
ЮРГЕН ЛИГИ, министр финансов Эстонии: Еще весной 2009 года Европа скептически относилась ко вступлению Эстонии в еврозону, однако настроение поменялось в течение полугода, и Эстония стала восприниматься как кандидат, и даже хороший пример для еврозоны.
Однако жесткие меры связаны с тем, что Эстония, как и другие балтийские государства, перегрузила свою экономику, пожертвовав долгосрочной стабильностью в пользу краткосрочного роста.
ЖАН-КЛОД ТРИШЕ, глава Европейского Центробанка: После Латвии, Эстония из стран ЕС больше всех пострадала в плане снижения ВВП. Выяснилось, что период стремительного роста был также, в некоторой степени, периодом несбалансированного роста и перегрева экономики.
Невзирая на непростую борьбу, эстонское правительство все-таки привело евро к воротам страны. Однако эстонская крона очень дорога сердцу эстонцев – из-за своей короткой 18-летней истории. Для эстонского народа крона - это независимость, как политическая, так и экономическая.
ЮРГЕН ЛИГИ, министр финансов Эстонии: Я бы хотел начать с выражения своей признательности эстонской кроне. Мы должны гордиться своей страной и своим народом.
Многие эстонцы ощущают ностальгию, однако многие также признают, что переживут исчезновение кроны. На самом деле их беспокоит потеря контроля над финансовыми инструментами своей страны.
ЮЛИЯ МАСПАНОВА, жительница Таллина: Когда в стране будет евро, мы будем заложниками стабильности или нестабильности всей системы евро.
Теперь купить эти продукты в Эстонии может стать гораздо сложнее.