Если Европа окажется достаточно мудрой, она не потеряет возможности поучаствовать в настоящем мощном экономическом росте Азии, диаметрально противоположном упадку экономики на западе. Таков откровенный призыв Владимира Якунина, главы Российских железных дорог на совещании по поводу инвестиций в Российскую экономику, состоявшемся в Москве 15 сентября. В то время как быстро растут объемы перевозки грузов на российских поездах в Азию, товарооборот между Россией и Европой пребывает в застое.
«С конца 2008 - начала 2009 годов направление наших грузовых потоков изменилось. Основные объемы грузов следуют к дальневосточным портам, потому что отправители переориентировались на юго-восточные азиатские рынки», - заявил Якунин на совещании на высшем уровне, по сообщению Reuters .Он добавил, что объемы грузопотоков стали, угля, нефтехимических продуктов и удобрений на Дальний Восток увеличились на 30%, но существующая инфраструктура уже не справляется с увеличением торговых перевозок.
Если раньше Германия была основным коммерческим партнером России, то в этом году на первое место вышел Китай, и в настоящее время товарообмен с Пекином составляет 9,2% от общего товарообмена, а Южная Корея обогнала Великобританию. Европейский союз все еще покупает 50% всех российских товаров, в основном нефть и другое сырье.
По словам Якунина, Азия очень много покупает, в то время как спрос на товары на традиционных европейских рынках падает. Тем не менее, «думаю, что экономическое сотрудничество, если не интеграция с Европой, представляет больший интерес для европейских государств, чем для России.... У России есть выбор: она может развивать сотрудничество и с югом, и с востоком», - добавил Якунин.
Кроме того, Якунин заявил, что он не разделяет намерений новых сторонников свободной торговли, объединившихся вокруг российского министра финансов Алексея Кудрина, который планирует заработать 50 миллиардов евро на продаже государственной собственности в ближайшие пять лет. Якунин резко возражает против приватизации предприятий, связанных с российскими железными дорогами: «Мы еще не закончили третью стадию реформ. Пока они не завершены, мы не должны выдвигать никаких идей о продаже, потому что неоконченные реформы выливаются в низкую капитализацию рынка».
Глава Российских железных дорог подверг критике аргументацию Кудрина, согласно которому инвестиции в инфраструктуру ведут к инфляции и требуют растущих затрат государства, добавив: «Я считаю, что меры, направленные на промышленный рост и социальная политика, свидетелями которых мы сегодня являемся, представляют собой несомненный шаг вперед по сравнению с моделью свободной торговли, которая доминировала в российской политике еще три года назад».
Согласно агентству «Reuters», Якунин с определенным удовлетворением заметил: «Все, кто говорил, что Россия выйдет из периода застоя только благодаря претворению в жизнь теорий свободного рынка, сегодня предпочитают помалкивать в надежде, что никто не припомнит им их утверждений».