Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Nabucco: прогресс наметился, но поставщиков по-прежнему нет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на достигнутый прогресс в финансировании проекта и оптимистические заявления, газ для Nabucco по-прежнему остается проблемой. Третья линия снабжения, идущая из Ирана, использование которой предусматривалось в 2002 году, когда проект впервые был предложен, сегодня исключена по геополитическим соображениям. Но и с остальными двумя, несмотря на уверения, до сих пор не подписано никаких юридически обязывающих соглашений.

Шестого сентября Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация (филиал  Группы Всемирного банка) подписали письмо об организации синдицированного финансирования консорциума, занятого строительством трубопровода природного газа Nabucco; этот документ положил начало обсуждению, результатом которого, как можно ожидать, станет утверждение финансирования проекта в объеме 64 миллиарда евро. Перечисленные три международных финансовых учреждения взяли на себя обязательство выделить два миллиарда, 1,2 миллиарда и 800 миллионов евро, соответственно. Наряду с более скромным грантом в 200 миллионов евро, выделенным Европейской комиссией в прошлом марте, эти взносы заметно укрепят доверие к проекту среди частных инвесторов, которые должны финансировать 70 процентов от общей суммы, составляющей, по оценкам, 7,9 миллиарда евро, необходимых для завершения строительства газопровода.

Через несколько дней после подписания этого документа генеральный директор консорциума Рейнхард Митчек (Reinhard Mitschek) подтвердил, что газопровод будет получать сырье из двух веток, связывающих турецкий терминал в Эрузуме с Грузией и с Ираком, и добавил, что поставки газа начнутся в конце 2015 года. Но, несмотря на достигнутый прогресс в финансировании проекта и оптимистические заявления, газ для Nabucco по-прежнему остается проблемой. Третья линия снабжения, идущая из Ирана, использование которой предусматривалось в 2002 году, когда проект впервые был предложен, сегодня исключена по геополитическим соображениям. Но и с остальными двумя, несмотря на уверения Митчека, до сих пор не подписано никаких юридически обязывающих соглашений.  

Наиболее проблематичен иракский тракт, учитывая совершенно неопределенное будущее этой страны. Члены консорциума Nabucco в этой стране на данном этапе разрабатывают проект двух независимых трасс, опираясь на многократные подтверждения иракского премьер-министра Нури аль-Малики и параллельно тесно сотрудничая с региональным правительством Курдистана (KRG) на севере Ирака. Малики при подписании межправительственного соглашения в Анкаре в июле 2009 года обещал поставлять 15 миллиардов кубометров газа. А 27 августа немецкая компания RWE, один из членов консорциума, подписала соглашение о сотрудничестве с KRG, в котором, в частности, идет речь о продаже Турции до 20 миллиардов кубометров газа.

Однако, помимо весьма хрупкой в плане безопасности ситуации в курдском районе, что связано с деятельностью Рабочей партии Курдистана (РПК), дело осложняется еще и позицией центрального багдадского правительства, которое не признает права областных структур на заключение контрактов по нефти и газу. Что касается месторождений в западной провинции Анбар, то, хотя они и находятся под более или менее надежным контролем Багдада, сбыт их продукции затрудняет отсутствие подходящих транзитных трасс. Предложенное расширение арабского газопровода, ныне идущего из Египта в Сирию, застопорилось, что, кроме того, блокирует поступление доступ газа и из морских нефтеносных областей Египта, которые постепенно переходят к заключению договоров на ожижение газа, а не на транспортировку его газопроводом.

Ситуация, с которой столкнулся трубопровод, ведущий в Грузию и соединяющий Nabucco с центральноазиатскими месторождениями, выглядит не намного лучше. Туркменистан, до недавнего времени рассматриваемый в числе возможных поставщиков газа для этого проекта, похоже, дистанцировался от него. Долго обсуждаемый проект транскаспийского трубопровода, который соединил бы туркменские месторождения с Баку, дальше разговоров не пошел. В результате Туркменистан потихоньку стал подыскивать покупателей в других местах, подписывая выгодные соглашения с Китаем и Ираном и утрясая коммерческие разногласия с Россией. Ашхабад даже восстановил проект TAPI – газопровод протяженностью 1040 миль, идущий через Афганистан до Пакистана и Индии, что оставляет мало надежд на экспорт в западные страны. Предложение, выдвинутое в июле итальянской компанией ENI, по транспортировке сжатого природного газа из Туркменистана в Азербайджан, было встречено без особого энтузиазма, что неудивительно на фоне тянущегося уже в течение десяти лет спора между этими двумя странами вокруг разработки трех морских нефтяных месторождений. Точно также ни к чему не привели и недавние попытки заинтересовать Казахстан в участии в этом проекте, в ходе которых канцлер Германии Ангела Меркель даже посетила с официальным визитом Астану.

Тем временем Азербайджан, в котором всегда видели единственного надежного поставщика газа для Nabucco, теряет веру в этот проект и начинает озираться по сторонам в поисках подходящей альтернативы. В начале сентября, во время визита президента Медведева в Баку, давние партнеры, Газпром и национальная компания Азербайджана ГНКАР, подписали контракт, в соответствии с которым продажа азербайджанского газа России будет удвоена, и вместо нынешнего одного миллиарда кубометров составит 2 миллиарда кубометров. Через две недели правительствами всех четырех заинтересованных стран был одобрен проект AGRI, в соответствии с которым планируется отправлять от 2 до 8 миллиардов кубометров азербайджанского газа в Румынию и Венгрию через Грузию и Черное море. Азербайджан  активизировал и свое сотрудничество с Ираном, а кроме того, предполагает продавать газ Китаю.

Все эти жесты еще не означают, что Азербайджан полностью отвернулся от Nabucco. В 2016-2017 годах, когда вступит в строй область вторая очередь месторождения Шах-Дениз, добыча газа в стране достигнет более 45 миллиардов кубометров и Nabucco все еще представляется наилучшим решением для  сбыта основного объема дополнительной добычи газа. Тем не менее, они определенно указывают на то, что в Баку зародились сомнения в жизнеспособности проекта Nabucco, и правительство страны готово рассмотреть и альтернативные варианты.

Таким образом, при всем размахе международного финансирования и корпоративной поддержки, оказываемой проекту Nabucco, отсутствие сырья для заключения контракта для этого газопровода, возможно, компенсировать не удастся. По мнению консорциума, фаза подписания контракта - вторая фаза процесса open season для Nabucco - вероятно, предстоит в конце 2010-начале 2011 года. Но пока что создается впечатление, что 18-20 миллиардов кубометров газа, необходимые для запланированной первой фазы строительства, будет очень тяжело обеспечить, не говоря уже о примерно 31 миллиарде кубометров газа при максимальной пропускной способности газопровода.

Nabucco удалось преодолеть целый ряд сложностей, а также глубокий скептицизм, с которым с самого начала столкнулся этот проект. Но до сих пор каждая стадия проекта продвигалась в надежде, что в последний момент поставщиков удастся найти. И вот наступил момент истины; теперь дальнейшие проволочки в нахождении сырья для этого газопровода могут поставить под удар весь проект.

Андреа Бонцанни – женевский аналитик в области международных отношений и энергетики. Работал консультантом в ООН и Всемирном банке,  в настоящее время – главный редактор в Европейском центре  анализа энергетической безопасности (ECESA) миланской исследовательской организации Equilibri. Взгляды, высказанные в настоящей статье, являются личными взглядами автора.