Обжегшись на молоке, на воду дуешь. Гибели четверти российского урожая во время летних пожаров оказалось достаточным для того, чтобы в мире опять заговорили о перспективах возникновения нового продовольственного кризиса. Хотя огонь и полыхает, воде до кипения еще очень и очень далеко. Ожоги пока еще никому не грозят.
Оценив масштаб ущерба после летней засухи, Россия объявила мораторий на экспорт пшеницы, что, разумеется, вызвало в мире определенную напряженность. Здесь нужно сказать, что вместе с Украиной и Казахстаном, которые также пострадали в этом году от климатических неурядиц, Россия поставляет на рынок около 30% всего зерна.
В результате цены на пшеницу выросли более, чем в два раза, остановившись на половине достигнутого два года назад абсолютного максимума. С начала июля рост составляет 60-80%. Цены на кукурузу и сою тоже решили не сидеть на месте (40% за два месяца), но в их случае все объясняется банальной спекуляцией. Если чего-то не хватает, люди сразу чувствуют необходимость срочно это купить, гласит теория.
Отразилась ситуация и на индексе продовольственных цен ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН): за август он вырос на 5% и достиг максимального уровня с сентября 2008 года. Тем не менее, ему еще очень далеко до показателей июня того года, который отметился голодными бунтами в беднейших странах и значительным ростом ценников в магазинах Северной Америки.
Этот глобальный индекс, однако, не слишком точно отражает ситуацию в различных странах. Так, если в Мозамбике в прошлом месяце рост цен на хлеб вызвал масштабные уличные беспорядки, то потребители в США были приятно удивлены уменьшением стоимости продовольственной корзины. В Канаде обнародованный на этой неделе текущий индекс потребительских цен увеличился на 1,6% по сравнению с августом, что объясняется в первую очередь стоимостью хлебобулочной и мучной продукции.
Итак, есть ли у нас причины для беспокойства? Условий, которые привели к продовольственному кризису 2008 года, в настоящее время не наблюдается, считает Сильвен Шарлебуа (Sylvain Charlebois), эксперт по агропромышленной отрасли и заместитель декана Школы менеджмента и экономических исследований Университета Гуэлфа.
Достаточные резервы
Хотя пшеницы будет убрано и несколько меньше ожидаемого, в ФАО полагают, что нынешний год все же принесет третий крупнейший урожай за всю историю, а существующих запасов зерна более чем достаточно. Да, конечно, не стоит забывать о демографическом давлении со стороны развивающихся стран, таких как Индия и Китай (их жители распробовали западные блюда), однако двигатель мировой экономики работает на малых оборотах, цена барреля нефти невысока, а мечта об этаноле так и не воплотилась в жизнь.
"Единственная неучтенная переменная – это климат, который продолжает играть с нами злые шутки", говорит Сильвен Шарлебуа. В то же время идущая на биржах спекуляция продовольствием является, по его мнению, скорее следствием, нежели причиной неуверенности на рынке.
Члены межправительственной группы по зерну и рису ФАО, которые провели в пятницу в Риме экстренное собрание, также отказываются употреблять слово "кризис" и предпочитают говорить о серьезной "угрозе" для продовольственной безопасности.
Хотя они и расценивают природные катаклизмы как потенциальный источник взлета цен, главным объектом критики для них все же стала биржевая спекуляция, которая набирает обороты, несмотря на то, что спрос и предложение сегодня находятся в равновесии.
Эксперты в свою очередь говорят о "механизмах улучшения прозрачности и противодействия рискам новых колебаний рынков", таких как дефицит информации на рынках, импульсивная национальная политика отдельных стран или паническая скупка продовольствия. Короче говоря, всем просто нужно успокоиться.