Северокорейский лидер Ким Чен Ир произвел своего младшего сына Ким Чен Уна в ранг генерала. Мировое сообщество посчитало этот жест началом смены власти.
Этот жест предваряет крупнейший за несколько десятилетий съезд правящей Трудовой партии Северной Кореи.
Никаких официальных заявлений сделано не было, и вопрос наследования власти остается окутан тайной.
В 21 веке все глобально, и все виды информации доступны онлайн. Однако есть еще темные места в интернете, и к ним относится Северная Корея. Далеко не все посвящены в ее секреты, но нам повезло – мой коллега Алексей Ярошевский посетил эту страну и, будем надеяться, поделится своими впечатлениями.
Расскажи мне, ты был в Пхеньяне, на что он похож? Что впечатлило тебя больше всего?
АЛЕКСЕЙ ЯРОШЕВСКИЙ, корреспондент RT: Если честно, перед поездкой туда я немного волновался, потому читал о Северной Корее в западных СМИ. Читал о том, что это страшное место, что там всякие страшные вещи творятся. Когда я туда прибыл, я не ощутил ничего подобного. Но в первые часы в Пхеньяне больше всего меня впечатлила одна вещь: я увидел здание на другой стороне от моего отеля, и там в окнах не было занавесок. Я спросил ассистента, почему так. И он сказал – в Северной Корее считается, что если у тебя есть занавески, значит, тебе есть что скрывать. То есть, у меня сложилось впечатление, что это общество открыто к своему правительству, а это правительство закрыто к остальному миру. То есть, общество также закрыто к миру.
Внимание мирового сообщества приковано к Северной Корее – съезд Трудовой партии проводится впервые за 30 лет. Ходят слухи, что грядут большие перемены. Однако по словам специалистов, об этом говорить пока рано.
АЛЕКСАНДР ЖЕБИН, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН: Не стоит ожидать сразу резких изменений, потому что власть в Северной Корее строится на принципе преемственности и последовательности. Ким Чен Ир стал лидером прежде всего благодаря имиджу преданного сторонника наследия и идей своего отца, а совсем не как какой-то разрушитель основ или человек, который резко изменил политику страны. То есть, подобный принцип будет применяться и к преемнику Ким Чен Ира.
Ядерные амбиции Северной Кореи беспокоят Запад, и привычка скрытного и закрытого государства хранить молчание была использована как инструмент такими странами как США.
АЛЕКСАНДР ЖЕБИН, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН: США нуждаются в “плохом парне” в регионе, чтобы оправдать свое военное присутствие на южной части корейского полуострова и в Японии, а также размещение там ПРО. Там это происходит даже активнее чем в Европе. В самом деле, до этого американское и натовское военное присутствие в регионе оправдывалось советской угрозой. Но советской угрозы не существует уже 20 лет. Но США не обирается отказываться от военных альянсов, созданных в ходе Холодной войны. И сейчас Америке очень удобно иметь “плохого парня” в Пхеньяне, и использовать Северную Корею как козла отпущения за всё на свете.
Для Советского Союза Северная Корея была полной противоположностью угрозы – особенно в Корейской войне в начале 50-х годов. Советский Союз, который хотел возникновения как можно большего числа социалистических государств, был счастлив помогать своему товарищескому коммунистическому режиму в борьбе против американских войск.
Однако ветераны тех битв лишь недавно получили возможность рассказать о своих воспоминаниях. Для них это была еще одна война, которой не существовало.
ЭДУАРД АДАМЧЕВСКИЙ, пилот истребителя: Я провел там полтора года. Когда мы вернулись, мы не могли об этом говорить. Даже упоминать нельзя было. Погибших хоронили, и оповещения родственникам гласили – “погиб, исполняя свой долг”. Где, когда, как – говорить об этом было нельзя. Было тяжело, конечно, но там было тяжелее. 77 из 78 корейских городов были почти полностью уничтожены. Я видел, как люди пытались восстановить свои дома, дороги. Если мы встречали женщин, которые несут своих детей, свои пожитки в другой город, мы подвозили их. Это было запрещено, но мы все равно это делали.
Когда восточноевропейский коммунистический блок распался, вливания в северокорейскую экономику резко сократились. Невзирая на тот факт, что Москва и Пхеньян поддерживают тесные связи, завеса секретности не способствует экономическому развитию. Северная Корея – одно из пяти оставшихся в мире коммунистических государств, и, несомненно, самая таинственная страна на карте мира.