Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нападение на автоцистерны НАТО в Пакистане

© REUTERS/Nadeem SoomroНападение на автоцистерны НАТО в Пакистане
Нападение на автоцистерны НАТО в Пакистане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В пятницу, через день после того, как Пакистан закрыл свой основной пограничный переход, на юге Пакистана запылали более двух десятков автоцистерн, везущих горючее в Афганистан, что лишний раз продемонстрировало уязвимость осуществляемой под эгидой США миссии. В поджоге подозревают боевиков.

В пятницу, через день после того, как Пакистан закрыл свой основной пограничный переход, на юге Пакистана запылали более двух десятков автоцистерн, везущих горючее в Афганистан, что лишний раз продемонстрировало уязвимость осуществляемой под эгидой США миссии. В поджоге подозревают боевиков.

Пакистанское правительство закрыло переход в Торхаме на северо-западе страны в знак протеста после того, как на границе выстрелами с вертолёта НАТО было убиты три пакистанских солдата. Это происшествие увеличило напряжение между Пакистаном и Соединёнными Штатами Америки, совместная борьба которых против боевиков нередко сопровождается внутренними распрями между собой.

Колонна автоцистерн, атакованная в пятницу, вероятно, направлялась на юго-запад Пакистана, ко второму переходу через границу, остававшемуся открытым. Пока неясно,  изменила ли колонна свой маршрут в связи с закрытием перехода в Торхаме.

Примерно 80 процентов топлива, запчастей, одежды и другого довольствия «несмертоносного» назначения для иностранных войск, действующих в отдалённых от водных трасс районах Афганистана, прибыв в южный арабский морской порт Карачи, далее отправляется через Пакистан. Блок НАТО располагает и другими маршрутами снабжения, однако пакистанские трассы по-прежнему самые дешёвые и удобные.

Исламистские боевики время от времени атакуют натовские автоцистерны, поставляющее горючее в Пакистан, в  основном на северо-западе стране, где их влияние сильнее.  В четверг удар был нанесён в провинции Синд, вдали от границы, что можно расценить как признак расширения зоны влияния мятежников.

Около десятка вооружённых людей напали на колонну сразу после полуночи, когда машины был припаркованы на стоянке для грузовиков на краю города Шикарпур. Как заявил офицер полиции Абдул Хамид Хосо (Abdul Hamid Khoso), нападавшие заставили водителей и другой находившийся там персонал бежать, после чего подожгли машины. Ни один человек не был убит или ранен. 

По сообщению фотографа Associated Press, бывшего на месте происшествия, грузовики пылали в течение нескольких часов после нападения. 
Другой сотрудник, Низар Ахмед (Nisar Ahmed), рассказал, что автоцистерны прибыли в Шикарпур из южного порта Карачи и направлялись в Кветту, крупный город на юго-западе страны. Оттуда идёт дорога на Чаманский пограничный переход.

Нападение на американские и натовские транспортные колонны снабжения в Пакистане даёт боевикам возможность трубить о своих успехах в целях пропаганды; однако, как заявляют сотрудники коалиции, эти инциденты не способны повредить операциям в Афганистане. Подавляющее большинство колонн проходит через страну без происшествий, и частота сообщений о нападениях в средствах массовой информации практически не увеличилась. В последние годы НАТО стремится перевести маршруты снабжения своих войск в страны Средней Азии, расположенные к северу от Афганистана, и в Россию, понимая всю тяжесть проблем, которые создает слишком сильная зависимость от Пакистана, по мнению многих, не разделяющего стратегические цели Америки в этом регионе.
 
Существует риск, хотя и небольшой, что нападения боевиков когда-нибудь смогут серьёзно нарушить поставки снабжения. Однако более важной проблемой является то, что, предоставляя свои дороги для провоза снабжения, Исламабад получает чрезвычайно эффективный рычаг в своих отношениях с Вашингтоном. Соединённые Штаты не могут заставить Пакистан, скажем так, прижать боевиков на северо-западе страны, стоящих за  атаками в Афганистане, поскольку у Исламабада в руках козырная карта: он в любой момент может перекрыть большую часть маршрутов военного снабжения.

Считают, что в некоторых случаях нападения на автотранспорт могут быть делом рук преступных элементов. Средства массовой информации заявили, что за этими инцидентами, возможно, стоят владельцы грузовиков, желающие таким образом получить страховку.

Пакистанские службы безопасности обеспечивают охрану грузовиков и автоцистерн на северо-западе страны, но, как правило, не защищают колонны в южном и центральном Пакистане, где нападения случаются редко. После двух заявлений о вторжении натовских вертолётов в конце прошлой недели сотрудники пакистанской службы безопасности предупредили, что прекратят защищать колонны НАТО, если это снова повторится.

Опрос общественного мнения показал, что многие пакистанцы видят в Соединённых Штатах Америки врага; среди населения распространены слухи о том, что войска США  замышляют напасть на Пакистан и захватить его ядерное оружие. Пакистанскому правительству приходится балансировать между поддержкой военных действий, которые  США   ведут в Афганистане (с учётом своей зависимости от миллиардов долларов американской помощи) и тем, чтобы не потерять поддержку со стороны своего населения.

Нападение в пятницу и решение закрыть границы лишний раз высветила эти непростые отношения.

Пакистан заявил, что в четверг два натовских вертолёта обстреляли один из его приграничных постов в северо-западном районе племени Куррам, в результате чего погибло трое пакистанских солдат. НАТО утверждает,  что его вертолёты пересекли пакистанскую границу и вели прицельный огонь только после того, как были обстреляны с земли. Руководство блока выразило соболезнование семьям погибших солдат и пообещало, что обе страны будут расследовать этот инцидент.

Это было третье заявление о вторжении натовских вертолётов на северо-востоке страны за прошедшую неделю.

Продолжительное закрытие перехода в Торхаме вызовет сильное напряжение в отношениях между США и Пакистаном и повредит военным операциям в Афганистане. Но представляется маловероятным, что Исламабад или Вашингтон пойдут на обострение отношений в критический момент девятилетней войны.

В пятницу в Торхаме почти 150 контейнеров ожидали, когда граница откроется снова. Водители грузовиков выражали нетерпение и озабоченность в связи с возможностью новых нападений боевиков.

«Может, я бы сюда не поехал с грузом для НАТО, если бы знал, что столкнусь с такой проблемой, - заявил Шалиф Кхан. – Нас заставили целые сутки проболтаться под открытым небом. О нашей безопасности тут никто не беспокоится».

Риаз Хан (Riaz Khan), сотрудник Associated Press в Торкхаме, Пакистан, помог в составлении этой статьи.