Большинство белорусских и зарубежных экспертов, политиков, да и обычных граждан уверено, что результаты выборов у нас абсолютно предсказуемы, заранее известны, а вся избирательная кампания — это формальный ритуал. Как в советские времена.
Если бы выборы могли что-нибудь изменить, их запретили бы.
Лозунг анархистов
И лишь правящая верхушка ни в чем не уверена, находится в состоянии стресса, страха и определенной растерянности. И самое главное, ей не удается скрыть это состояние от общества. Наиболее полно оно проявилось в назначении даты президентских выборов.
Согласно закону, выборы должны пройти до 6 февраля 2011 г. В начале года было объявлено, что они состоятся в конце января или начале февраля. Эту версию А. Лукашенко повторил несколько раз, говорил, что нельзя проводить избирательную кампанию досрочно: «Я думаю, этого тоже делать нельзя, потому что сразу же опять пойдут обвинения, что власть пошла на проведение выборов как можно раньше, наши политические оппоненты были не подготовлены к этому, денег не собрали, не объединились, не разъединились, и опять обвинят нас».
Как всем давно известно, А. Лукашенко — хозяин своего слова. Назначение выборов на 19 декабря означает, что они пройдут досрочно. Глава государства сократил себе президентский срок на 49 дней. С учетом того, как он трепетно относится к своей власти, должно было случиться нечто очень важное, чтобы объявить досрочные выборы. И это более чем что-либо иное выдает степень неуверенности политического руководства страны.
Когда в июле президент своим указом назначил внеочередную сессию Палаты представителей на 7 сентября, все эксперты были единодушны в том, что в этот день будут объявлены президентские выборы. Ибо повестка дня сессии была пустой, искусственной, и все понимали, что иного смысла проводить заседание нижней палаты парламента нет.
И вот 7 сентября сессия открылась, на заседание пришло руководство Центризбиркома во главе с Л. Ермошиной и… ничего не произошло. Решение не вносить в повестку дня вопрос о выборах было принято в самый последний момент, не успели даже предупредить главу ЦИК. И это тоже выдает растерянность руководства государства.
И лишь через неделю, 14 сентября, депутаты наконец назначили дату выборов. Есть информация, что эти семь дней правящая команда вела тайные переговоры с Москвой, надеясь достичь перемирия и заручиться российской поддержкой на президентских выборах. Но из этого ничего не получилось, парламентеры вернулись из первопрестольной несолоно хлебавши. И пришлось назначать выборы, находясь в конфронтации с РФ, что очень неприятно для А. Лукашенко.
Итак, какие же такие серьезные причины побудили белорусское руководство назначить досрочные выборы? Конечно же, главной из них является российский фактор.
Во-первых, проводить выборы в условиях информационной войны со стороны России для правящей команды Беларуси очень некомфортно и непривычно. Кто его знает, сколько еще серий «Крестного батьки» приготовили российские телеканалы. А может, еще чего похлеще. Например, российские СМИ полны сообщений о разработанном в Кремле сценарии смещения А. Лукашенко, о выдвижении пророссийского кандидата в президенты. А у страха, как известно, глаза велики. Поэтому от греха подальше лучше провести выборы быстрее, досрочно, дабы Москва не успела запустить свой зловещий план.
Во-вторых, к концу года конфронтация с Россией, скорее всего, достигнет своего пика. Ибо уже традиционно перед самым Новым годом наступает кульминация тяжелых переговоров с РФ об условиях поставок нефти и газа на следующий год. С 2011 г. «Газпром» переходит на продажу газа Беларуси по рыночным ценам, что еще более усилит остроту переговоров. Они всегда сопровождаются информационной войной, а в этот раз, возможно, с учетом нынешнего состояния двусторонних отношений, накал медийной атаки будет просто зашкаливать. Такая ситуация пугает людей. На рубеже 2006—2007 годов во время нефтегазовой войны с Россией среди населения возникла паника, белорусы бросились снимать банковские вклады. Кто может дать гарантию, что эта ситуация не повторится сейчас? Очевидно, что это плохой фон для проведения избирательной кампании. Логичнее провести ее раньше, пока очередной углеводородный конфликт не достигнет своего пика. А уж потом, после выборов, перед самым Новым годом можно спокойно продолжать бодаться с Россией по условиям поставок энергоресурсов.
В-третьих, получив 19 декабря мандат победителя президентских выборов, А. Лукашенко сразу же увеличивает свой политический вес на переговорах с Россией. Ибо перед выборами он, по мнению ряда российских СМИ, «хромая утка», т. е. политик, доживающий свой президентский срок и, следовательно, имеющий ограниченную легитимность. Некоторые московские медиа пишут, что, дескать, неизвестно еще, останется ли А. Лукашенко президентом Беларуси, стоит ли с ним вести серьезные переговоры. А после 19 декабря, уже в статусе переизбранного главы государства, он будет чувствовать себя гораздо увереннее в переговорах с Москвой. Дескать, никуда вам не деться, придется иметь дело со мной еще пять лет, поэтому прекратите войну, давайте договариваться.
В-четвертых, очевидно, условия поставок энергоресурсов в следующем году ухудшатся. Цена на газ будет существенно выше. Представители «Газпрома» говорят о тарифе в $250 за 1 тысячу кубических метров газа. Неизвестно, сохранится ли нынешний объем беспошлинной нефти. Если бы выборы состоялись в январе-феврале, то белорусское общество увидело бы эти новые цены на газ и ужаснулось. Понятно, что для белорусских властей это не самый хороший предвыборный фон.
А теперь народ узнает о новых высоких газовых тарифах уже после выборов. А победителей не судят.
Однако в проведении досрочных выборов для А. Лукашенко есть и минусы. Прежде всего, он демонстрирует свою слабость, показывает, что боится России, опасается ее жесткого давления. Номенклатура видит растерянного президента, который лихорадочно метается, пытаясь найти оптимальную дату выборов.
Итак, дан старт политической кампании под названием «президентские выборы». Декорации выставлены, занавес открывается. Скоро на сцене появятся главные действующие лица. Спектакль начинается. Он очень скучный, ибо его сюжет всем давно известен. Согнанные в добровольно-принудительном порядке зрители по традиции исполняют роль статистов. Они даже аплодируют по команде из-за кулис, натужно демонстрируя интерес. На самом же деле, как обычно, народ безмолвствует.