Сегодняшний мир характеризуют сложные, противоречивые, порой полностью необъяснимые, лишенные логичной закономерности процессы. Порой мы сталкиваемся с такими явлениями, суть и форма которых цивилизованным обществом воспринимаются как отголосок холодной войны, но, в то же время, напоминают события, имевшие место в первой половине XX веке.
Естественно, вместе с негативными событиями бывают и позитивные, что дает нам основание говорить о формировании единого мира. Одна часть ученых считает, что современный мир имеет переходный характер, так как существующий ныне миропорядок не подкреплен единой, гармоничной международной правовой основой. Иногда создается впечатление, что все государства, малые или великие, руководствуются отличающимися друг от друга и противоположными друг другу нормами. По-другому, наверное, и нельзя объяснить факты международного хаоса и противостояния, примат насилия в отношениях и затягивание на первый взгляд легко решаемых проблем и, в конечном итоге – их неурегулированность.
Сегодня также много говорят и пишут о том, что политика современной России может превратиться в серьезную проблему не только для самого населения России, но и для всего человечества. Подобное мнение особенно усилилось после российско-грузинской войны августа 2008 года, когда весь цивилизованный мир в один голос осудил российскую агрессию на соседнюю Грузию. Правда, политическое руководство России оправдывается тем, что этими действиями они защитили безопасность «собственных граждан» и предотвратили широкомасштабную войну в Кавказском регионе. Россия, вдохновленная итогами войны, спустя две недели после завершения военных действий повторила Косовский прецедент и первая признала независимость сепаратистских регионов Абхазии и т.н. Южной Осетии, отколовшихся от Грузии при активной поддержке и участии самой России. Приняв это решение, Россия тем самым создала себе «правовую» основу для размещения военных баз в этих сепаратистских регионах. Таким образом, она реализовала свои амбициозные и реваншистские планы, к чему она готовилась в течение почти 20 лет.
Правда, в самом начале реакция Запада на эти военные действия была острой и бескомпромиссной, но в конечном итоге, с учетом различных факторов, он все-таки был вынужден встать на политику уступок России. Реально оценив развившиеся в мире события, Россия прямо указала западным странам на то, что если она нуждается в Западе, то и Запад нуждается в России.
Возникает логичный вопрос: что, в частности, нужно России? Не противоречит ли ее внешняя и внутренняя политика развивающимся в мире глобальным процессам? Влиятельные российские политики всегда подчеркивали, что для них неприемлемо формирование однополюсного мира, что мир многообразен и геополитические изменения должны основываться на региональных принципах, а не на использовании в собственных интересах либерально-демократической идеологии и ее насильственном распространении. Таким образом, по заявлению российских лидеров, для современного российского государства категорически неприемлем западный план «конца истории», и они считают, что роль и место России в мировой геополитике, после распада СССР, правда, в определенной степени испытал изменения, но все-таки являются значимыми, сильными и требуют того, чтобы с этим считались.
Такие амбиции Российского государства, бесспорно, имеют реальное основание, несмотря на окончание холодной войны и тяжелое наследство СССР: разрушенная экономика, инфляция, деморализованные военные, расцвет коррупции в госучреждениях и силовых структурах, тяжелая криминогенная ситуации и др. Примерно такой была ельцинская Россия. Но стараниями и при содействии определенных кругов России к власти была приведена такая личность, которая позаботилась бы об удовлетворении амбиций тогдашнего российского общества, остановила бы распад страны и вывела бы ее из глубокого кризиса.
Новый президент России Владимир Путин реально оценил события, основательно изменил в стране ситуацию и придал России новый импульс на мировой арене. В первую очередь, он приступил к урегулированию внешнеполитических отношений и упорядочил отношения с США. Серьезному потеплению напряженных до этого отношений между этими государствами способствовал теракт, произошедший в США 11 сентября. И визит Путина в США в такой ситуации был посвящен обсуждению накопившихся между этими двумя странами проблем и решению актуальных мировых вопросов. Конечно, свой положительный импульс всему этому придала и историческая память, особенно то, что США и Россия (СССР) во Второй мировой войне были союзниками.
Решение президента Путина о допуске в Центральную Азию подразделений США, был признан мировой общественностью как революционный шаг в российско-американских отношениях, что в итоге способствовало интеграции России с Западом. Но Российскому обществу оказалось трудным воспринять такое решение президента В. Путина (недовольство открыто высказали ряд политических партий, военные и др.), но как показало время, в итоге последующие события подтвердили правильность этого решения.
В этот период Владимиру Путину, в первую очередь, была необходима поддержка со стороны США - для достижения соглашения в связи с системой национальной обороны безопасности и вступления во Всемирную торговую палату. Поддержка войны США в Афганистане четко показала всем в России выигрышность альянса с Западом и негативные стороны нахождения в лагере его противников. Партнерские отношения с Западом позволили В. Путину перенести акцент на создание «энергетической империи» и превратить ельцинскую Россию в одно из сильнейших государств мира. Вся Европа в значительной мере стала зависимой от российской энергетики, чем по сегодняшний день и манипулирует Россия в свою пользу.
Но Россия не удовольствовалась такими значительными достижениями, так как имперские амбиции вновь проснулись и дали знать о себе настолько, что оставили серьезный след и на международных отношениях. Очередное противостояние между Россией и Западом обусловили и события в Косово. Война в Косово вызвала серьезные психологические и политические изменения не только в российском населении, но и среди политической элиты страны.
Прагматизм российской внешней политики в отношении НАТО основывался на развивающихся событиях. В 2007 году в телевизионном выступлении Путин особо отметил, что если Косово может быть независимым, почему не могут быть независимыми Абхазия и Южная Осетия. Одна часть международных экспертов считает, что со стороны России в этот период была допущена серьезная ошибка в том смысле, что она полностью не воспользовалась теми возможностями, которые ей создавали документы по сотрудничеству с НАТО. Так или иначе, но прецедент Косово состоялся, что вызвало крайнее раздражение всей России, в результате – мир получил признание Россией Абхазии и т.н. Южной Осетии. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в одном из телевизионных выступлений 8 августа 2008 года подчеркнул, что Россия в мире является равноправным игроком и не допустит геополитических изменений на Кавказе и в некоторых других регионах. В свою очередь, российское внешнеполитическое ведомство несколько раз озвучило, что если Грузия и Украина войдут в НАТО - а это будет геополитическим изменением, чего Россия не допустит – то это вынудит Россию пересмотреть концепцию собственной безопасности.
По мнению Д. Медведева, избрание новым президентом США Барака Обамы резко улучшило отношения между двумя государствами. В частности, он сказал: «Не секрет, что многие государства ещё по инерции оглядываются на то, куда дует ветер в отношениях России и Соединённых Штатов. Да, сегодня эти отношения переживают не самый простой период. И у нас тоже возникает много вопросов, в том числе, нравственного порядка. Но, подчеркну, у нас нет проблем с американским народом, у нас нет врождённого антиамериканизма. И мы надеемся, что нашими партнёрами, новой администрацией Соединённых Штатов Америки, будет сделан выбор в пользу полноценных отношений с Россией».
Кроме того, российский президент Д. Медведев конкретно предложил международному сообществу. «Мы выступаем за продуманную реформу Организации Объединённых Наций. С опорой на это надо предпринять шаги по развитию международного режима контроля над вооружениями. И ключевое значение имел бы прогресс в российско-американском взаимодействии». С внешнеполитической точки зрения Россия считает, что для урегулирования кризисной ситуации необходимо выработать универсальные дипломатические методы. По мнению Медведева, принятие договора о европейской безопасности позволило бы создать абсолютно чёткие и понятные всем правила поведения. Этот договор должен способствовать разработке единого подхода к разрешению конфликтов и сближению позиций по созданию надёжных инструментов контроля над вооружениями.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод:
а) новая роль России в глобальной геополитике продиктована как исторической памятью, так и определенным реваншистским настроением. Потому, что после распада СССР геополитические потери России во внешнеполитическом аспекте достигли серьезных масштабов. Современные границы Российской Федерации, в отличие от границ СССР, представляют национальную гордость этого государства и российского народа. Поэтому в новой реальности геополитическая функция России полностью будет основываться на полюсе глобальных и региональных сил.
б) Европа не мешает формированию российского полюса, это и в ее интересах, так как изолированная Россия, не удовлетворившая своих амбиций, может стать носителем значительно большей опасности для всего мира.
Аналитики, глубоко разбирающиеся в мировых процессах, считают, что полюс американской силы и в XXI веке сохранит свою мощь и господствующее положение в многополюсной структуре мира, но они также напоминают, что не следует забывать историческую закономерность, которая по сегодняшний день, бесспорно, воздействует на систему международных отношений. Начиная еще с Венского Конгресса, стала почти аксиомой следующая истина: любое стремление отдельно взятого государства к глобальному господству, (пусть даже продиктованное светлыми идеалами), несомненно, столкнется с резким противодействием со стороны объединенных государств и общественных движений. Все это сегодня известно под именем антиглобалистского движения. Таким образом, Россия опять воспротивится формированию однополюсного мира, и в этой борьбе она, действительно, не будет одинока.