(См. Часть I)
Намерения о данных поставках (речь идет о неофициальной информации о намерениях России поставить Азербайджану два дивизиона ЗРК С-300, - прим. пер.), вполне вписываются в то, что пытается делать Россия на Кавказе. Россия пытается сделать следующее: снять с себя всякую ответственность за безопасность в регионе и исход будущей армяно-азербайджанской войны, в связи с чем и происходят манипуляции с правовым статусом российской базы в Гюмри; сдать Азербайджану Низинный Карабах и сохранить долговременную конфликтную ситуацию; ввести свои войска под видом миротворцев в регион; осуществить стратегический контроль и над Арменией, и над Азербайджаном, интегрировать вооруженные силы обоих государств в свою операционную и военно-техническую систему; тем самым установить контроль и над Грузией; подрыв газопровода NABUCCO.
Поставки С-300 Азербайджану стали бы ходом конем, и, несомненно, обусловили бы многие соглашения с ним. Практически, в результате этой сделки Россия стала бы гарантом безопасности политического и экономического центра в Азербайджане, что стало бы сигналом для Ирана и Грузии. То есть, происходит многоплановая игра, в которой Армении отводится роль жертвы, пока политической, а затем видно будет.
Кстати, раскрутка иранской темы по поводу данных намерений России не достаточно глубока и не учитывает важного обстоятельства. Иран обладает различными возможностями для нанесения ударов по нефтяным промыслам и энергетическим коммуникациям на Каспии. В Азербайджане создана разветвленная сеть иранской креатуры, которая способна уничтожить Кавказско-Каспийский энергетический комплекс в течение суток (много ли нужно). Вряд ли Иран предпочтет использование методов симметричной войны для достижения своих целей в будущем конфликте с Азербайджаном. США и Турция очень хорошо представляют, каким образом Иран намерен осуществить масштабные диверсии в отношении Азербайджана. Таким образом, примерять поставки С-300 в целях защиты Азербайджана от посягательств Ирана - просто выдумка. С-300 - это важный фактор достижения приоритета Азербайджана в сравнении с Арменией.
Вместе с тем, по имеющимся сведениям, в Москве не вполне были уверены в том, как будет эта затея воспринята в Армении. Происходили «доведения информации», а также консультации с рядом российских политических экспертов. Экспертов было немного, но они придерживались традиционных для себя позиций. Но было одно, весьма любопытное высказывание. Сергей Маркин, ссылаясь на свои контакты с «серым кардиналом» Вашингтона Майклом Макфолом, а также на свои приватные отношения с высокопоставленными азербайджанскими функционерами, заявил, что США будут, в некоторой мере, удовлетворены усилением воздушной безопасности Азербайджана. Практически во всех ключевых ведомствах России, в том числе, и в разведслужбах, имеются сильные сомнения относительно того, насколько удастся уравновесить отношения России с Азербайджаном и Арменией. Практически все эти ведомства «попросили» российских экспертов публично высказать свое мнение - то ли для превентивного распространения информации, то ли для превращения этих намерений в дискуссионные. Но в Москве вопросы решаются в администрации президента, где люди настолько смелы и патриотичны, что своей тени боятся.
Создается впечатление, что Армения имела возможности для предотвращения этой сделки, но никак не захотела даже выразить сомнения по этому поводу. Взамен этому Армения предпочла иллюзорный политический торг, где ценой станет утрата осколков политической субъектности. Данная позиция Армении развязывает руки армянскому обществу, которое обязано защитить свою Родину.
В обретшей независимость Армении всегда существовала «пятая колона», которая, в зависимости от возможностей конкретных функционеров, осуществляла платную и бесплатную деятельность в интересах России, включая осуществление влияния на широкие группы населения, пыталась внедрить во властные структуры преданных людей. Практически, происходила борьба России и США за борьбу в армянском обществе. Особое внимание уделялось политическим экспертам, обладающим информацией, способностью осуществлять содержательные анализы по внешней и внутренней политике, разработки различных политических проектов долговременного значения и выработки рекомендаций по тактическим вопросам.
Примечательно то, что русские обычно вербовали довольно ограниченных, беспринципных людей, готовых выполнить любое задание и наделенных некоторыми ресурсами организационного и финансового характера. Полностью исключается то, что власти Армении не были информированы о характере и целях деятельности «пятой колоны». Более того, довольно часто в этих группах участвовали государственные чиновники. Данная практика началась с самого начала 90-х годов.
Это необычное сотрудничество объясняется стремлением российской креатуры и армянских властей проводить определенную политику в отношении армянского общества, которому не всегда были понятны устремления и цели данных групп агентов влияния. В число таковых входили и входят не только журналисты, газетчики, писатели, профессура, лидеры политических партий, предприниматели, но и люди, претендующие на пост президента Армении.
От подобных людей, ведущих вполне респектабельный образ жизни, можно было услышать, что участников террористического акта в парламенте нужно допрашивать в Москве и, вообще, проводить расследование в Москве, ликвидировать армянскую национальную валюту и ввести в оборот российский рубль, они настаивали на том, что понятие государственные и национальные интересы Армении означает государственные и национальные интересы России, откровенно заявляли, что их целью является сворачивание национального суверенитета Армении. Часть этой креатуры дошла до того, что пыталась стереть из памяти людей две карательные экспедиции российской армии против армян Карабаха.
Деятельность этих людей не прошла бесследно. В Армении все больше сомневаются в солидности и партнерском отношении России и в серьезности ее политики вообще. В Армении и в диаспоре все больше стали относиться к России с цинизмом, с нескрываемой иронией, а армянское общество рассматривает Россию как весьма опасного «партнера». И это после длительных усилий России по выстраиванию партнерских отношений с Арменией. Но, как говорят, сами русские, от добра добра не ищут.
В результате чего же стали возможны такие настроения в Армении? Нужно отметить то, что многое, что было сделано со стороны России в части усиления влияния в Армении, было сделано совершенно частными лицами, которые получили санкции от официоза, при этом происходило отмывание огромных сумм денег, происходили нецелевые траты государственных средств России, совершенно не имела место отчетность по проделанной работе. Зачастую успешным результатом считалось то, что данные авантюристы «вовремя» доложили высшему и не очень высшему руководству.
В связи с внедрением постоянной практики военных поставок России Азербайджану, официальным игнорированием интересов Армении со стороны России, попытками сбросить с себя всякую ответственность за судьбу своего так называемого «союзника» Армении, в Ереване возникли некоторые реальные и вымышленные имена «экспертов», которые публикуются на сайте информационно-аналитической службы «Регнум». Эти эксперты предпринимают глупые, совершенно неуклюжие попытки обелить политику России, представить дело таким образом, что в Армении существуют эксперты, ставящие задачу дискредитировать Россию, представить ее как врага. Знают ли эти реальные и вымышленные «эксперты», что означает враг и друг, и вообще, из чего состоит мировая политика, а также и то, какая судьба ожидает их в этом тесном мире, в котором так трудно затеряться. Их уверяют, что за ними стоят могущественные силы, которые не дадут их в обиду. Посмотрим.
Вместе с тем, характерно и то, что помимо этих авторов бессодержательной писанины, в Армении имеются весьма раскрученные эксперты, которые привыкли возникать при каждом удобном случае, но вдруг куда-то запропастившиеся. Наряду с ними, предпочитают помалкивать и авторы, которые гордо декларировали себя как военные эксперты, прислонившиеся в трех – четырех исследовательских институтах политического характера. Кроме того, «свободная» армянская пресса и телевидение как воды в рот набрали и выполняют очередной ангажемент.
Основным аргументом данной контратаки против обоснованной критики политики России стало то, что, наряду с осуждением России, не подвергаются критике другие поставщики вооружений Азербайджану – США, Израиль, Турция, Великобритания. Это просто логика глухонемых образованцев. Разве Армения когда-либо заявляла о себе как о военном партнере США, Турции или Израиля или выдвигала на повестку вопрос о вступлении в НАТО? Позиция Армении имела важное значение в ограничении на Южном Кавказе определенных стратегий, имеющих непосредственно антироссийскую направленность. Что еще необходимо было для укрепления позиций и безопасности России, чего Армения не выполнила? Дожили: логика этих «экспертов» привела к тому, что Россия и Турция положены в одну плоскость с точки зрения интересов Армении. Когда абсурд проплачен, он становится гибельным для его адептов.
Кстати об Америке. Десять лет назад я совершил свою первую поездку в Вашингтон с исследовательскими целями. Помнится, был март – апрель. Тогда армянские и греческие лоббисты подняли большую шумиху по поводу намерений США поставить Турции ударные вертолеты. Если не ошибаюсь, ни тогда, ни позже эти вертолеты так и не были проданы Турции. Характерно то, что в то же время, в ти же дни, в Анкару прибыл заместитель премьер-министра России Илья Клебанов - договариваться с турками о продаже вертолетов такого же класса. Тогда в Госдепе один чиновник спросил у меня, «в чем причина отсутствия армянского лобби в России, сейчас самое время заявить о себе по поводу этих намерений России».
Именно потому, что Армения прочно связана с Россией военно-политическими задачами, невозможно допустить, чтобы Россия допускала откровенную «сдачу» армянских интересов, усиливала Азербайджан ради меркантильных интересов российских продажных функционеров, не помнящих себя от жажды наживы.
Перевод: Гамлет Матевосян