Российский президент Дмитрий Медведев явно решил воспользоваться недавней ссорой между Японией и Китаем из-за расположенного в префектуре Окинава архипелага Сэнкаку и попытаться оказать давление на Японию в споре о суверенитете над четырьмя островами к востоку от Хоккайдо – так называемыми Северными территориями.
Он посетил Пекин 26-28 сентября - вскоре после того, как Япония под давлением Китая освободила капитана китайского траулера после столкновения в японских территориальных водах у берегов Сэнкаку. Г-н Медведев и китайский президент Ху Цзиньтао не только решили совместно укреплять «стратегическое партнерство и сотрудничество», но и сделали совместное заявление, приуроченное к 65-й годовщине завершения Второй мировой войны.
Лидеры, не упомянув напрямую Японию, заявили, что и китайский, и российский народ приняли на себя удар фашизма и милитаризма. Кроме того, они осудили «попытки» фальсифицировать историю войны. В июле г-н Медведев подписал закон, признающий 2 сентября - день, в который в 1945 году японская армия официально капитулировала перед союзными державами - памятной датой в честь окончания Второй мировой войны.
После пекинского визита г-н Медведев, судя по всему, планировал стать первым российским лидером, посетившим Северные территории. 28 сентября сахалинские СМИ сообщили, что его визит в регион был отменен из-за плохой погоды. Однако на следующий день он заявил, находясь на Камчатке, что в ближайшее время обязательно посетит острова.
В тот же день министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) сделал логичный шаг – вызвал российского посла в Японии Михаила Белого и заявил ему, что визит г-на Медведева на Северные территории «станет серьезным препятствием» для отношений между Японией и Россией, и что совместное заявление находится за пределами понимания.
Возможно, г-н Медведев уже настроен на следующие президентские выборы, которые должны пройти в России в 2012 году. Возможно также, что дело в его уверенности в том, что Россия уже восстановилась после разрухи, вызванной крахом советской коммунистической империи, а Соединенные Штаты, ключевой союзник Японии, приходят в упадок. В любом случае, хотя Японии следует создавать стратегию, способную привести к надежным отношениям между Японией и Россией, она не должна ради этого жертвовать своими фундаментальными принципами, подразумевающими противостояние экспансионизму.