Вернуть российско-алжирские отношения на прежний уровень, существовавший до окончания холодной войны, - очевидно, одна из задач российского правительства. И реализация этой задачи, по словам Москвы, будет проходить в виде стабильного торгового партнерства.
Москва, не скрывая, уповает на старинную дружбу, чтобы вернуть себе влияние в Алжире и на Средиземноморье в целом. Во всяком случае, именно это хотел дать понять российский министр энергетики России и представитель межправительственной российско-алжирской комиссии Сергей Шматко в ходе вчерашнего выступления на открытии Российско-алжирского бизнес-форума, на котором присутствовали в том числе министр по вопросам малого и среднего бизнеса Алжира Мухаммед бен Муради и глава крупнейшей алжирского сельскохозяйственного холдинга SIM Тайеб Эззраими.
«Мы желаем восстановить долгосрочные торговые отношения. Не следует пренебрегать установленной между нашими народами атмосферой доверия и долгой традицией дружбы. Я надеюсь, в этом плане все останется без изменений», - подчеркнул российский министр. Вероятно, таким образом он призвал алжирских коллег преодолеть недопонимание, в случае, если оно еще есть, и двигаться вперед.
Подчеркивая, что российским и алжирским президентами «были приняты важные решения», - политические решения, которые, как он надеется, конкретизируются в ближайшем будущем, Шматко не стал скрывать, что российские компании заинтересованы в алжирском рынке и желают принять участие в реализации пятилетнего плана президента Бутефлики по развитию инфраструктуры, который предусматривает инвестиции в размере 286 миллиардов долларов. «Мы можем помочь вам модернизировать экономику. Российские компании заинтересованы в алжирском рынке. Они на самом деле хотят привнести знания и опыт», - отметил он, заявив, что в Алжире и России будут открыты инвестиционные бюро, чтобы помочь бизнесменам из двух стран реализовать проекты.
Алжирскому министру по вопросам малого и среднего бизнеса, который значительную часть своего выступления посвятил рассказу о задачах пятилетнего плана, в свою очередь, не пришлось прибегать к метафорам, чтобы дать понять собеседнику, что же Алжир ждет от партнерства с Россией. Партнерство, которое Алжир хочет укрепить.
Именно так бен Муради указал на необходимость для обеих стран сделать нечто большее, чем простые торговые операции. Послание ясное: Алжир больше не желает служить прилавком для иностранных товаров, в том числе и российских. Правительство ожидает от российских компаний продуктивных инвестиций. Взамен, естественно, они получат доступ к рынкам. В этом контексте бен Муради дал понять российскому министру, что для российских компаний в Алжире есть место лишь в том случае, если они примут это условие. Удочка закинута, теперь нужно дождаться ответа с российской стороны.
Что касается будущей судьбы сотового оператора Djezzy, входящего в состав холдинга Orascom, приобретенного недавно российской компанией «Вымпелком», бен Меради указал, что представители обеих стран данный вопрос не обсуждали. Ответ министра немного сбил с толку присутствующих, учитывая, что глава «Вымпелкома» прибыл в Алжир в составе делегации, сопровождавшей президента Медведева.