Накануне четвертой годовщины смерти журналистки Анны Политковской французские правозащитники провели акцию протеста против уничтожения свободы слова в России. В среду 6 октября в Париже на площади Защиты прав человека около 80 активистов из правозащитных организаций «Международная Амнистия» и «Репортеры без границ» выстроились по принципу римской «черепахи», сомкнув между собой боевые щиты с надписью «Россия: убитая свобода». Вместо мечей, как когда-то у римских воинов, активисты вооружились деревянными табличками с фотографиями российских журналистов и правозащитников, чьи убийства до сих пор остаются не раскрытыми.
В этом году международные правозащитные организации в различных отчетах неоднократно отмечали ухудшение ситуации со свободой прессы в России. В рейтинге стран мира, в которых в 2009 году было убито наибольшее количество сотрудников СМИ, Россия заняла пятое место – сразу после Филиппин, Ирака, Сомали и Пакистана. А в ежегодном «Индексе безнаказанности», который составляется международным Комитетом защиты журналистов (CPJ), Россия стоит на восьмой строчке – за последние 10 лет в России убиты 18 сотрудников СМИ.
Поэтому в год России во Франции и Франции в России французские правозащитники подготовили свою программу мероприятий для того, чтобы обратить внимание мирового сообщества на многочисленные нарушения прав человека в России. В совместном заявлении «Международной амнистии» и «Репортеров без границ» отмечается, что цель проведенной акции - продемонстрировать солидарность с представителями российского гражданского общества и призвать российские власти уважать право на свободу самовыражения.
«В России в настоящий момент ситуация такова, что любое выступление оппозиции, будь то на тему коррупции, кумовства или проблем на Кавказе, любая мирная акция протеста жестко подавляется российскими властями. И мы очень сильно обеспокоены этим положением вещей. Россия является членом Совета Европы, Совета Безопасности ООН, она также входит в состав различных других международных институтов. Она должна соответствовать определенным стандартам, показывать пример. Но при этом мы видим, что европейские страны-партнеры России закрывают глаза на поведение российских властей по отношению к гражданам своей страны. Это ставит под удар не только права человека в России, но и во всем мире», - говорит глава «Международной амнистии» Женевьев Гарригос. «Другие страны должны перестать делать вид, что в России все хорошо и продолжать верить заявлениям Медведева, который говорит о модернизации, либерализации, а параллельно принимает законы, которые наделяют ФСБ еще большей властью. До каких пор мы будем терпеть и закрывать глаза на то, что страны, которые входят в состав международных организаций, нарушают их хартии и уставы?!» - задается вопросом она.
Другая проблема для французских правозащитников состоит в том, что большинство социальных групп в России мало обеспокоены проблемой свободы прессы и преследованием независимых журналистов. Основная масса населения пока просто не испытывает большой потребности в свободных СМИ и в получении достоверной информации.
«Мы отмечаем, что в России сейчас появляется все больше правозащитных организаций. Мы надеемся, что это означает, что в России пробуждается гражданское сознание. Но на то, чтобы в России сформировалось настоящее гражданское общество, уйдет немало времени. После стольких лет царизма и коммунизма не так просто пробудить в людях желание помогать другим. Не говоря уже о том, что в первую очередь, конечно, население беспокоят экономические проблемы. Поэтому пробудить гражданское сознание не так легко», - считает координатор «Международной амнистии» по России Анн Нердрум.
Между тем глава европейского отдела организации «Репортеры без границ» Эльза Видаль считает, что международные правозащитные организации не могут упрекать российских граждан в пассивности, а журналистов – в самоцензуре. Практика показывает, что за критику власти в России можно поплатиться не только здоровьем, но и жизнью. Молчать или бороться – каждый сам должен сделать для себя этот выбор, считает Видаль. Поэтому французские правозащитники должны выступать не вместо российских активистов, а вместе с ними, их действиями и идеями.
«Нам, правозащитникам, живущим во Франции, очень трудно выступать в роли преподавателей и говорить российским журналистам: «Вы должны быть более мужественными!». Человеку очень сложно решиться выступить против власти, когда другие этого не делают. Свобода слова в России зависит в первую очередь от властей. Если власти дают возможность людям действовать по закону, устраивать акции протеста на улицах и иметь при желании доступ к информации на какую-то неприятную тему, тогда все будут пользоваться этой свободой», - рассказывает Видаль.
Во время акции многие правозащитники вспоминали об Анне Политковской. 7 октября исполнилось ровно четыре года со дня убийства журналистки, а преступление до сих пор остается нераскрытым. «Анна Политковская стала символом в первую очередь благодаря проделанной ею работе. Она одной из первых поехала в Чечню, чтобы информировать людей о войне. Она всю свою жизнь билась за то, чтобы изобличить бесчинства, которые творились в России. И несмотря на то, что она знала об опасности, которая ей угрожает, до самой смерти она выполняла свою миссию журналиста и просто гражданина. И по этой причине Анна является для нас символом убитой свободы слова в России», - рассказывает Гарригос:
«Она была таким свободным человеком, такая смелая. Она боролась против страха. Печально, что такая женщина стала символом несвободы. Но мы надеемся, что, может быть, через десятки лет люди будут вспоминать о ней, если не как о героине, то как о человеке, который не пожалел своей жизни ради правды, став примером для других журналистов», - отмечает Видаль.
В конце мероприятия активисты все вместе почтили память всех убитых в России журналистов и правозащитников, призвав российских коллег продолжить начатую ими борьбу за справедливость и права человека в России.