Разработчики "городского гибридного автомобиля" – совместного проекта группы "Онэксим" Михаила Прохорова и компании "Яровит" – представили не только дизайн будущих моделей, но и схему их производства, которая радикально отличается от нынешней структуры российского автопрома.
Предприятие "Городской автомобиль", созданное специально для этого проекта группой "Онэксим" и компанией "Яровит Моторс" из Санкт-Петербурга, производителем крупнотоннажных грузовых автомобилей, намерено организовать целую группу относительно небольших сборочных производств гибридных моделей. Причем, как полагают разработчики проекта, для окупаемости вполне достаточно ежегодно производить до 10 тысяч новых автомобилей. Весь мировой автопром организован сегодня иначе: его основу составляют заводы, рассчитанные на выпуск сотен тысяч автомобилей, за счет чего и достигается экономия. К этому стремятся все открытые в России автозаводы зарубежных компаний. Руководитель автомобилестроительного направления аудиторской и консалтинговой компании Ernst&Young в России и странах СНГ Иван Бончев признает, что серийное производство автомобилей может быть окупаемым при ежегодном выпуске нескольких тысяч машин:
– Но это зависит от их класса. Как правило, чем дороже автомобиль, тем меньшим может быть объем его выпуска. Те проекты гибридных электромобилей, которые уже существуют в мире, подразумевают пока небольшие объемы выпуска. Но они обычно позиционируются в дорогих классах. Но новый российский проект предполагает выпуск относительно недорогих гибридных моделей. (Как заявляют разработчики, их начальная стоимость составит 9-11 тысяч евро – РС). Я не представляю пока, как такой проект может быть выгоден экономически.
Разработчики проекта предполагают создание в России целой группы производств гибридных автомобилей – в тех регионах, где на них будет спрос. Эта схема не исключает возможности, что заинтересованные компании в этих регионах смогут покупать у разработчиков проекта готовый бизнес. По мнению Бончева, это интересная концепция:
– В принципе, такая модель уже работает в других отраслях, теоретически ее можно применить и в автомобилестроении. Но должно быть четкое понимание того, как это может работать и какова будет выгода обеих сторон.
На вопрос, при каких условиях завод, выпускающий не более 10 тысяч гибридных автомобилей в год, мог бы стать прибыльным, ищет ответ аналитик по машиностроению инвестиционной компании "АТОН" Юлий Матевосов:
- Думаю, идея состоит в том, чтобы использовать готовые узлы и автокомплектующие, которые уже есть сегодня на рынке в достаточном количестве. И за счет этого осуществить некую экономию затрат.
Новый автомобиль предполагается оснащать как электромотором, так и небольшим двигателем внутреннего сгорания, но работающем на газе. Матевосов отмечает, что в России автомобили, работающие только на газе, давно стали привычными:
– В основном – это коммерческие автомобили, на которых много ездят каждый день и для которых экономия топлива, особенно в городском режиме, имеет принципиальное значение. Новым в этом проекте следует считать, видимо, именно сочетание газового и электрического двигателей. Но, с другой стороны, возникнет логичная конкуренция между этим автомобилем и уже существующими моделями того же "АвтоВАЗа" или ГАЗа, которые работают на одном газе. Можно предположить, что, по экономии топлива, гибридный автомобиль будет не сильно отличаться от них, хотя, конечно, делать выводы рано, – говорит Матевосов.
Официальная презентация гибридных моделей в рамках проекта "Городской автомобиль" планируется в декабре. Первый сборочный завод должен открыться в середине будущего года.