Турция одобрит план НАТО по созданию системы противоракетной обороны лишь в том случае, если будет убеждена, что существует конкретная угроза всем членам НАТО или же, как минимум, все члены НАТО ощущают какую-то угрозу, заявили представители турецкого правительства в среду.
В ноябре лидеры НАТО встретятся, чтобы решить, возьмут ли они на себя общие издержки по развертыванию американского противоракетного щита в Европе. Заместитель помощника министра обороны США по европейской стратегии и НАТО Джеймс Таунсенд (James Townsend) заявил журналистам на пресс-брифинге во вторник, что Турция сыграла очень важную роль в разбирательстве с вопросами, имеющими отношение к размещению ракет.
Вопрос будет решен в то время, как министры обороны и иностранных дел из стран-членов НАТО должны встретиться сегодня в Брюсселе, чтобы обсудить предлагаемое дополнение к стратегической концепции военного альянса, упомянул министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoğlu) в среду, когда ему напомнили о замечаниях, сделанных Таунсендом в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Судана Али Ахмедом Карти (Ali Ahmed Karti). «Мы оценим вместе, что можно сделать, чтобы прийти к соглашению по поводу общей стратегии внутри альянса», - сказал Давутоглу, заметив, что также примет участие в брюссельской встрече.
В прошлом году президент США Барак Обама одобрил план, включающий в себя развертывание в Европе все более мощных базирующихся на земле и на море ракет-перехватчиков и ряда радиолокационных станций, чтобы защитить континент от растущей угрозы удара баллистических ракет из Ирана.
Новый план Обамы предполагает развертывание систем, способных сбивать ракеты малой и средней дальности, а их постепенное строительство должно начаться в 2011 году. Системы для противодействия ракетам большого радиуса действия будут установлены около 2020 года.
«По этому вопросу должен быть выработан общий подход, поддерживаемый всеми членами НАТО», - сообщили газете Today's Zaman источники в дипломатических кругах Турции. Когда их спросили, означает ли это критику позиции США по этому вопросу, те же источники, выступая на условиях анонимности, сказали: «Вопрос должен быть рассмотрен подробно».
Признавая, что представители США информировали турецкую сторону по вопросу о том, кто был бы готов предоставить свою территорию для размещения оборонных систем, источники сказали: «Мы откажемся, если будут разногласия по поводу наличия угрозы, т.е. если окажется, что эту угрозу ощущают лишь некоторые, а не все члены НАТО, например Чехия или Польша. В таком случае Турция одобрит усиление системы безопасности членов НАТО в целом, но члены НАТО должны в более широком составе определять состав и наличие угроз».
Бывшая администрация США разработала в 2007 году план по развертыванию объектов ПРО в Польше и Чехии, но Обаме пришлось отказаться от плана, чтобы угодить Кремлю. Вашингтон заявлял, что противоракетная система будет защищать от угрозы со стороны Ирана, но Москва считает, что она нарушит стратегический баланс между российскими и западными ядерными силами.
Ранее в этом году соседняя Румыния согласилась установить у себя перехватчики баллистических ракет, которые станут частью обновленного противоракетного щита США. Таунсенд, также выступавший во вторник на экспертной дискуссии в Атлантическом совете, сказал по поводу возможного решения Турции разместить у себя зенитные ракеты, что высокопоставленным турецким политикам, вероятно, потребуется много времени, чтобы прийти к какому-то решению.
Таунсенд также заявил, что Турция примет участие в заседании НАТО, которое пройдет в Брюсселе в четверг, а также в Лиссабонском саммите НАТО в ноябре, где ей придется столкнуться, как минимум, с двумя вопросами. Он сказал, что первый вопрос – это голосование Турции по вопросу размещения оборонных систем НАТО в Турции, а второй – это то, какую роль Турция хочет играть во всем этом. Он сказал, что решение Турции повлияет на многие пункты национальной повестки дня, добавив, что турки много думают по этому поводу. «По ходу наших переговоров с Турцией Анкара все лучше понимает важность самой концепции ПРО, и лучше осознают, что эта концепция не является чем-то нереализуемым в рамках альянса», - заметил он.
В том, что касается решения Турции, по словам Таунсенда, США видят в Турции не неопределенность и сопротивление, а попытку уравновесить то, что, как она знает, важно для европейской, трансатлантической и турецкой безопасности, и то, как это соответствует политическим расчетам Турции в регионе.