Этот вопрос за последние недели я слышал много раз от самых разных людей. И при случае переадресовал его главе президентской администрации РФ Сергею Нарышкину.
Нынешний накал в отношениях руководителей Белоруссии и России беспрецедентен. Уже несколько месяцев стороны обмениваются взаимными обвинениями, время от времени доходя до оскорблений.
Напомним только последний акт этой политической драмы. После пресс-конференции Александра Лукашенко для представителей российских СМИ, где глава Белоруссии весьма нелицеприятно отозвался о президенте РФ, последний тоже не смолчал. Вот цитаты из видеоблога Дмитрия Медведева:
«Президент Лукашенко в своих высказываниях выходит далеко за рамки не только дипломатических правил, но и элементарных человеческих приличий. Впрочем, это тоже не стало для меня новостью…».
«Своеобразное понимание партнерских отношений Лукашенко продемонстрировал и в вопросе признания Белоруссией Южной Осетии и Абхазии в качестве самостоятельных участников международного сообщества… Подобное поведение является бесчестным, и партнеры себя так не ведут. И, конечно, мы будем учитывать это при выстраивании отношений с действующим президентом Белоруссии».
«В адрес России и ее руководства идут потоки обвинений и брани. На этом построена вся избирательная кампания Лукашенко… Президенту Белоруссии следовало бы заниматься внутренними проблемами. В том числе наконец расследовать многочисленные дела об исчезновении людей. России, как и другим странам, это небезразлично…»
После этого многие в Белоруссии говорили мне: ну все, наконец-то российское руководство публично и недвусмысленно высказало свое крайне негативное отношение к Лукашенко, теперь уже пути назад нет. Ведь нет? – и вопросительно смотрели на меня.
Я пожимал плечами. Отвечать за других вообще дело неблагодарное. Тем более, когда речь идет о политиках.
А тут представился случай задать этот вопрос «правой руке Дмитрия Медведева». Глава президентской администрации РФ Сергей Нарышкин пригласил на чашку чая белорусские СМИ.
Собравшиеся на Красной площади журналисты надеялись, что корреспондент «БелаПАНа» Руслан Батенков, имеющий привычку с ранней весны до поздней осени щеголять по Минску в шортах, и в Кремль заявится в таком прикиде. Но Батя цинично обманул наши ожидания, натянув на себя банальные штаны. Ну и что, что в Москве в этот день выпал первый снег! Наоборот, был такой шанс продемонстрировать российскому руководству силу и несгибаемость белорусского духа... :)
Сергей Нарышкин начал свое выступление с традиционных заверений в том, что Россия бесконечно дорожит сотрудничеством с Беларусью, стремится к развитию интеграционных процессов, торгово-экономического сотрудничества и гуманитарных связей. Но эта «любовь» все чаще оказывается не взаимной.
– Нам особенно больно видеть, что из Минска в последнее время звучат безосновательные упреки в адрес России, – заявил глава президентской администрации РФ. – И откровенная брань в адрес российского руководства, примером чего является конференция, проведенная Александром Лукашенко 1 октября... Брань и оскорбления. Не хотел быдаже упоминать некоторые определения, которые Александр Лукашенко использовал в адрес российского руководства. Мне неудобно.
При этом Сергей Нарышкин не исключает, что глава Беларуси стремится вбить клин между президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. А еще официальный Минск спекулирует на обвинениях в том, что Россия отходит от принципов создания союзного государства. Нарышкин также посетовал, что белорусская сторона сама «саботирует» крупные проекты в рамках СГ.
– За надуманными предлогами мы видим попытки разрушить годами наработанные связи, – подытожил он.
Зачем все это понадобилось Александру Лукашенко? По мнению руководителя администрации российского президента, накануне выборов белорусские власти пытаются свалить вину за собственные просчеты на «недружественные шаги со стороны России». Тут Нарышкин не преминул упомянуть о помощи в объеме 50 миллиардов USD, которую Беларусь получила от России в виде дешевых энергоносителей и прочих привилегий. Но корм оказался не в коня.
– Несмотря на рост ВВП, в экономике существуют проблемы, возникшие по вине руководства страны, – отметил Сергей Нарышкин. – Около 25% белорусских предприятий работают нерентабельно, на склад.
При этом Россия может в 2011 году увеличить объем беспошлинных поставок нефти, но только в том случае, если белорусская сторона докажет, что ее внутренние потребности возросли. Однако доказательства должны быть убедительные, а не голословные.
Когда же Сергея Нарышкина спросили о поставках венесуэльской нефти в Беларусь, на его лице заиграла легкая усмешка. «Дело Беларуси у кого какие товары закупать, в том числе и энергоносители», – сказал глава администрации Дмитрия Медведева. И пояснил, что в российском нефтяном экспорте наша страна занимает небольшую часть. Поэтому в случае потери данного рынка издержки РФ не будут существенными.
– Идеологи, обслуживающие белорусскую власть..., – начал свой вопрос главный редактор «Народнай волi» Иосиф Середич.
– Геологи? – удивленно переспросил Сергей Нарышкин.
– Идеологи! – терпеливо повторил Середич. – Они утверждают, что Россия хочет скупить за копейки белорусские предприятия. Действительно ли российский капитал такой кровожадный?
– Вы вряд ли рассчитываете на то, что я утвердительно отвечу на этот вопрос, – рассмеялся Нарышкин.
Впрочем, и от ответов на многие другие вопросы глава президентской администрации профессионально ушел при помощи обтекаемых формулировок. Так, например, когда «Наша Нiва» поинтересовалась, почему Кремль только сейчас, спустя 10 лет, озаботился судьбой пропавших белорусских политиков, Сергей Нарышкин лаконично заметил: «Если даже Россия официально не поднимала этот вопрос, это не означает, что он нас не волнует. И волновал нас всегда». Ну да, поди ночами не спали в тревожных думах: «Где Захаренко? Где Гончар?..»
Сам Нарышкин энтэвэшный сериал «Крестный батька» смотрел «кусочками». Но появление его объяснил легко и не без прозрачного намека:
– У журналистов канала переполнилось терпение, и они уже не смогли сдерживать свое желание рассказать о тех так называемых (выделено мной – А.С.) журналистских расследованиях, которые вели долгое время.
Тут «Советская Белоруссия» решила уесть кремлевского чиновника вопросом о том, как продвигается расследование громких убийств – Анны Политковской, Натальи Эстемировой и др. – в России. Но Нарышкин не просто парировал этот выпад, а еще и обратил его против официального Минска.
– Имеются 3 подозреваемых, один исполнитель находится в международном розыске. Верховный суд отправил дело на доследование, – поведал глава президентской администрации о ходе расследования убийства Анны Политковской. И добавил: – Большая работа идет. Хотелось бы, чтобы такая же интенсивность наблюдалась и в расследовании громких исчезновений в Белоруссии.
А на вопрос о слухах, что в распоряжении россиян имеется видео казней белорусских оппозиционных политиков, Нарышкин ответил: «Я о таких записях не знаю».
Когда же разговор зашел о нынешней избирательной кампании, позиция Кремля была сформулирована следующим образом:
– Президентские выборы в Беларуси – это сугубо внутреннее дело Беларуси. Выбор белорусского народа во многом определит будущее белорусско-российских отношений.
Что касается будущего отношений между Дмитрием Медведевым и Александром Лукашенко, то снимать накопившиеся противоречия посредством личной встречи они пока не собираются. В планах президента РФ рандеву с руководителем Беларуси не значится. Но, возможно, они пересекутся на мероприятиях, проходящих в многостороннем формате: ЕвразЭС, ОДКБ и т.д. и т.п.
Одну из версий вероятного развития событий изложил на этой неделе «Коммерсантъ-Власть»:
«Сразу несколько источников "Власти" в кремлевской администрации, Госдуме и МИД России назвали сложившуюся ситуацию "патовой". "Очевидно, что Лукашенко переизберут. И этот факт нам придется признавать. Нас в данном случае больше интересует не судьба белорусского президента, а Беларусь, входящая в столь важный для нас экономический проект, как Таможенный союз и другие интеграционные объединения,— рассуждал в беседе с "Властью" российский чиновник, курирующий отношения с Минском.— Нельзя забывать и про объединенную систему противовоздушной обороны наших стран". По словам собеседника "Власти", сторонам видимо придется искать вариант компромисса: "Выход один — Лукашенко в какой-то форме извиняется, а Медведев переступает через личную обиду и продолжает работу с Минском в интересах России».
Но возможно ли примирение после всех обвинений в «бесчестном поведении», «антироссийской риторике», «брани в адрес российского руководства» и т.д.?
– Сказанное президентом РФ является принципиальной позицией, которая пересмотру не подлежит, или спустя некоторое время мы можем увидеть Дмитрия Медведева и Владимира Путина вновь обнимающимися с Александром Лукашенко и радостно пожимающими ему руку? – поинтересовалась «Салідарнасць» у Сергея Нарышкина.
– Для нас важно осознание белорусским руководством вредности шагов по дискредитации белорусско-российских отношений. Если это осознание произойдет – на словах и на деле – восстановление отношений на политическом уровне исключать нельзя, – ответил глава президентской администрации РФ.
Из ответа Сергея Нарышкина можно сделать вывод, что Кремль ждет от Лукашенко «явки с повинной». И в этом случае руководитель Беларуси, скорее всего, получит «отпущение грехов».
«Вы, сударь, подлец! И хам!.. Пойдемте выпьем мировую»
Очевидно, что моральных преград для очередного компромисса с Лукашенко у Кремля нет. Вопрос лишь в том, предложит ли глава Беларуси достойную цену за индульгенцию. А что, кстати, хотел бы получить Кремль?
– Россия твердо стоит на принципах и нормах, зафиксированных в договоре о создании союзного государства, – заметил Сергей Нарышкин. И вообще по ходу пресс-конференции он неоднократно сетовал, что белорусская сторона долгое время не может выйти на реализацию проектов, обозначенных в документах СГ. А это, как мы помним, и единая валюта, и общее экономическое пространство, и многое другое...
«Нам нужен мир», – говаривал в свое время кремлевский небожитель Леонид Брежнев. – «Желательно весь».
Журналисты попытались выяснить, симпатизирует ли Кремль кому-нибудь из белорусских оппозиционных политиков. Этот вопрос задавался под разными соусами несколько раз, но глава администрации российского президента тщательно уходил от какой-либо конкретики. В конце концов, Марина Беляцкая, представлявшая на пресс-конференции сайт Zapraudu.info, уточнила: можно ли сказать, что Кремль в упор не видит среди белорусских демократов потенциальных партнеров?
– Наверное, мож..., – начал отвечать Сергей Нарышкин и тут же осекся. – Из того, что я сказал, это не следует. Я уверен в том, что с любой оппозицией нужно считаться.
В этот момент многие присутствующие мысленно передали пламенный привет белорусским оппозиционным политикам, пытающимся позиционироваться в качестве «пророссийских».